Среда, 15.05.2024, 02:47
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Леонтьевой Ирины Викторовны

Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Выступление на ГМО
11.01.2015, 18:08

«Двигательная  активность как средство развития и сохранения здоровья младших школьников»

 

       Проблемы здоровья сейчас у всех на слуху. Всё чаще вспоминают слова одного классика о том, что «Здоровье — это не всё, но всё без здоровья — ничто». В последние годы появилось достаточно ёмкое по содержанию понятие «здоровьесберегающие технологии».
       Значимыми компонентами здоровьесберегающей среды являются:
а) определение нагрузок на уроках, в частности на уроках физической культуры, дифференциация с учетом физического развития и состояния здоровья детей;
б) выполнение санитарно-гигиенических мероприятий (проветривание помещения, соблюдение теплового и светового режима, организация влажной уборки);
в) включение в учебную деятельность дней здоровья, введение в обязательном режиме утренней гимнастики до занятий, проведение спортивных часов в группе продленного дня;
г) систематическое проведение просветительских мероприятий по здоровому образу жизни;
д) регулярное проведение диспансеризации учащихся;
е) проведение мониторинга физической подготовленности и уровня здоровья учащихся;
ё) двигательная активность учащихся в урочное и внеурочное время.
        Деятельность учителя можно представить, как системно организованное сочетание принципов педагогики сотрудничества, эффективных педагогических приёмов, проявлений педагогического мастерства, направленных на достижение оптимальной психологической адаптированности школьников к образовательному процессу, на сохранение его здоровья и воспитание у него культуры здоровья.
         В последнее десятилетие всё больше учеников приходят в школу с отклонениями в здоровье. В классах таких детей бывает до 60%, часты пропуски занятий по болезни. Причин этого немало, а как следствие — многие изначально не справляются с уроками, с трудом одолевают логические задачи, отставание в учёбе со временем нарастает. Значит необходимо искать новые приемы, а именно организовать и построить грамотно работу по двигательной активности младших школьников для сохранения и укрепления здоровья.

          Движение — это жизнь, а жизнь это движение. Именно движение, является одним из основных факто­ров целенаправленной организации здоро­вого образа жизни учащихся начальных классов и обеспечения на этой основе более успешного их обучения, сохранения и ук­репления здоровья, работоспособности. Без активных движений,без физических упражнений невозможен нормальный рост,  развитие и укрепление мышечной ткани, связок, костей скелета,  сердечно - сосудистой системы, органов дыхания и пищеварения, органов чувств, а главное - нервной системы,  управляющей сложным из механизмов - человеческого организма.

     Рациональный двигательный режим должен включать все виды физкультурно-оздоровительной работы.Чередование их с учебными занятиями обеспечивает высокий уровень двигательной активности, в известной степени снижает утомление учащихся и повышает эффективность учебной работы.

      В последнее время специалисты, частот говорят о перегрузке детей.  Действительно, повысились умственные напряжения и нагрузки на нервно - эмоциональную сферу.  Врачи повсеместно отмечают «омоложение» и рост числа заболеваний сердечно - сосудистой системы, нервной системы, нарушение обмена веществ, о которой говорят, как  «о болезни 29 века».

Достаточно подсчитать, сколько часов ученик просиживает за школьной  партой,за приготовлением домашних заданий, за книгами и экраном телевизора, чтобы убедиться, насколько незначительной      становится двигательная доза в режиме дня школьников.

          У учащихся в процессе учебных занятий активно участвуют в работе очень небольшое количество мышц тела, остальное находится, либо в состоянии относительного бездействия, либо несут статическую нагрузку.  Мышцы спины и шеи должны при наличии самого удобного сидения испытывают  значительное  статическое напряжение. При этом возрастает внутримышечное давление,нарушается нормальное кровообращение. Положение  сидя и низкая  интенсивность работы мышц живота,  нижних и верхних конечностей  создают предпосылки для  развития  застойных явлений во внутренних органах,  затруднение крово-и лимфообразования в ногах и руках. Застой крови в брюшной полости является причиной  недостаточного поступления крови, а с ней и кислорода в головной мозг,  что снижает работоспособность нервных клеток.

            Поэтому гиподинамию может победить, только активный двигательный режим.

         К сожалению, именно с поступлением ребёнка в школу резко сокращается его физическая активность.  Если в режиме дня дошкольника в д/с и дома играм и упражнениям     отводится до 7-8 часов,  причём большая часть на свежем воздухе,  то большинства школьников она  оказывается значительно ниже  установленных норм (минимум4-5 часов в сутки).

      Установлено, что  с началом систематического обучения детей в школе  двигательная активность снижается на 50%,  но потребность в движении ещё удовлетворяется. По мере перехода из класса в класс  уровень двигательной активности резко снижается. При этом 82-85%  дневного времени учащиеся находятся в статическом положении.  Произвольная двигательная активность у них составляет 16-19%, а на организованные формы приходит лишь 1-3%.

         Уроки физической культуры лишь частично, пополняют недостаток движений – около 40% суточной потребности или 11% недельной.  И если школьник дополнительно не будет заниматься физическими упражнениями и спортом, это может повлечь за собой  задержку в развитии его моторики.

         Принято считать, что объём двигательной активности школьников должен составлять 7-8 часов в неделю.  При таком объёме двигательной активности у школьников наблюдается наиболее высокие показатели умственной работоспособности, более высокая её устойчивость в течение  дня,  повышение успеваемости и адаптации к физическим нагрузкам.

          Чередование учебных занятий и активного отдыха, включающие физические упражнения в разных формах,способствуют снятия утомления, вызванного учебной деятельностью, и повышению работоспособности учащихся.

      А первой половине учебного дня работоспособность школьников постепенно повышается,достигая наиболее высоких показателей к 10-11 часам. Проведение гимнастики до учебных занятий  способствует достижению  оптимального сочетания возбудимости и функциональной подвижности нервной системы,  благодаря чему ускоряется «вхождение» организма школьников в работу.

      Эффективным активным отдыхом является проведение физкультурных минут на общеоброзовательных уроках. Применение кратковременных физических упражнений способствует снижению утомления и  повышение умственной работоспособности,  что в свою очередь позволит гораздо более эффективно продолжать занятия.

       Неблагоприятные функциональные сдвиги,  происходят в организме школьников под влиянием в первую очередь статического компонента учебной деятельности,  в значительной степени ликвидируются в  результате активного отдыха на переменах. Исследование показывают, что проведение физических упражнений и подвижных игр во время перемен способствует повышению умственной работоспособности на следующих уроках. Замечено, что особенно у младших школьников, наблюдается практически ежечасная потребность в движениях. Признаки утомления во время уроков, выражающихся в проявлении двигательного  беспокойства, является проявлением потребности в движениях. Проведение кратковременных физических упражнений в форме физкультурных минут и игр на перемене позволяет в определённой мере удовлетворить эту потребность.

       Значительное, повышение двигательной активности в утренние часы, в середине дня и к вечеру совпадает со снижением умственной работоспособности и удовлетворяется гимнастикой до учебных занятий, а так же более продолжительными занятиями физическими упражнениями, активным отдыхом в середине учебного дня, занятиями в кружках, секциях,  активными прогулками на воздухе.

         При проведении занятий физическими упражнениями в  режиме учебного дня можно выделить два направления: оздоровительная направленность, обеспечивающая наряду с укреплением здоровья активный отдых, восстановление или поддержание на оптимальном уровне умственной работоспособности; повышение двигательной подготовленности учащихся, отвечающей требованиям учебной программы.

     Умственное и физическое развитие тесно связаны между собой. Без активных движений, без физических упражнений невозможен нормальный  рост и развитие растущего организма,  и в первую очередь мозга. Ещё в 18 веке французский просветитель  Жан – Жак Руссо заметил:

     «Желаете образовать ум вашего ученика, упражняйте его силы, которыми ум должен управлять, развитие настойчивого его тело.  Сделайте его крепким и здоровым, чтобы он стал мудрым и рассудительным».

       Двигательная активность школьника воспитывает спортивный характер, волевые качества: преодоление трудностей, стойкости, выдержки, упорство в достижении спортивных успехов, стремление к победе, преодоление жизненных ситуаций. Появляется целеустремленность довести начатое дело до конца.

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: ромашка
Просмотров: 277 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz