Вторник, 14.05.2024, 01:16
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Леонтьевой Ирины Викторовны

Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Эффективный педагогический опыт. Сборник научных статей и методических материалов.

        «Игровые технологии в урочной и деятельности как средства развития познавательной активности учащихся »

Физическая культура - уникальный учебный предмет. Его уникальность состоит в том, что он обеспечивает овладением учащихся важными знаниями о человеке, о его развитии, сведениями по анатомии, физиологии, гигиене, педагогике и решает задачи воспитания у человека необходимых ему двигательных умений и навыков.

     Урок физической культуры в школе является ведущей формой организации учебной работы. Особенно  часто на уроках физической культуры использую игровые  технологии (подвижные игры). Значительное место в программах школы занимают игры. Подвижные игры в школе являются незаменимым средством решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности школьника, развития его разнообразных двигательных способностей и совершенствования умений. Они направлены на развитие творчества, воображения, внимания, воспитание инициативности, самостоятельности действий.

       Повышенная двигательная активность – биологическая потребность детей, она необходима им для нормального роста и развития.

         Подвижная игра – естественный источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой, поэтому они являются одним из важных средств разностороннего физического воспитания. Игры создаются именно для того, чтобы помочь детям в игровой форме осваивать учебный материал. Обучение школьников в игровой форме – весьма продуктивный развивающий метод. Игровые технологии сочетают два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны -- получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом. Таким образом, игра -- одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих. В играх мы находим все основные виды движений: ходьбу, бег, прыжки, метания, преодоление препятствий, сопротивления. Правильно проводимые игры способствуют развитию внимательности, сообразительности, ловкости, быстроты, силы, выносливости, а коллективные игры – воспитанию дружбы и товарищества. В играх больше, чем в других физических упражнениях, учащиеся могут выполнять различные двигательные действия  так, как позволяют им их индивидуальные особенности. Подвижные игры являются важным эффективным средством решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач на уроках физической культуры, если они используются целеустремлённо и в определённой системе, в которой выбор, организация и методика игры всецело подчинены задачам урока в целом и каждой его части в отдельности.

        Особенность методики проведения подвижных игр  на уроках физической культуры состоит в первую очередь в том, что между  подвижными играми и другими упражнениями, включаемыми в урок, должна быть обеспечена тесная организационно- методическая преемственность и  взаимосвязь. Например, на одном и том же  уроке нежелательно совмещать изучение нового материала по гимнастике или легкой атлетике с разучиванием новой игры. Игры для урока выбираются прежде всего в зависимости от их двигательного содержания: игра с бегом или прыжками, с метанием или передачей, с переноской предметов, с сопротивлением, преодолением препятствий, с ходьбой и т.д.игры нужно подбирать так, чтобы их двигательное содержание не повторялось при выполнении других упражнений. При проведении игр невозможно достичь избирательного воздействия на мышцы, суставы и внутренние органы занимающихся. В связи с этим игры надо умело применять в сочетании с другими средствами физического воспитания, в первую очередь с гимнастикой, располагающей большими возможностями достигать относительно точной нагрузки и желаемых локальных воздействий на организм. Многообразие двигательных действий, входящих в состав подвижных игр, оказывает комплексное воздействие на совершенствование координационных и кондиционных способностей (способностей к реакции, ориентированию в пространстве и во времени, перестроению двигательных действий, скоростных и скоростно-силовых способностей и др.).

       Игры проводятся с определенными педагогическими задачами формирования  и развития двигательных  умений, навыков  и качеств, с задачами обеспечения физической нагрузки и разностороннего воздействия на организм занимающихся.

       Игры, способствующие совершенствованию определенных двигательных навыков, проводят после того, как дети овладели этими движениями. Преждевременное использование игр может повлечь за собой образование неправильного навыка. Игры нужно подбирать так, чтобы их двигательное содержание не повторялось при выполнении других упражнений.

При выборе игры учителю необходимо, прежде всего, сформулировать педагогическую задачу, затем определить место игры в уроке, ее основное двигательное содержание, физиологическую и эмоциональную нагрузку, учитывая при этом состав детей по возрасту, полу и физической подготовленности. Для  проведения игры необходимо подготовить место, пособия и продумать методы организации детей.

Регулировать нагрузку можно, используя следующие приемы:

·        Изменение продолжительности и количества повторений игры;

·        Увеличение и уменьшение площадки;

·        Изменение веса инвентаря;

·        Упрощение или усложнение правил игры;

·        Увеличение и уменьшение количества действий.

Многие игры имеют познавательное значение.  В своей работе я использую: народные игры -  сюжетные и бессюжетные  игры, игры – аттракционы.

      Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и несложны. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма е более высокой ступени развития. В играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и самостоятельности действий. Игры на развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально – волевой сферы личности) развивают произвольную сферу (умение сосредоточиться, переключить внимание, усидчивость).

    Сюжетные народные подвижные игры .

 Игры этого вида строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц. В сюжетных народных подвижных играх дети очень непосредственны, перевоплощаясь в персонажей игры, увлекаясь ею, они многократно повторяют такие движения, как ходьба, бег, прыжки (подпрыгивания на месте и с продвижением вперед, спрыгивания с невысоких предметов, перепрыгивания через шнур, линию, маленький кубик), ползание, подлезания. Игры: «У медведя во бору», «Гуси- лебеди», «Кот и мышь», «Филин и пташка», «Горелки».

     Бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве, чем сюжетные. Это объясняется тем, что игровые действия в них связаны не с разыгрыванием сюжета, где возможно сочетание разных движений и их чередование, а с выполнением конкретного двигательного задания. Условия выполнения такого задания определяются правилами. В бессюжетных играх (кегли, кольцеброс, городки) дети выполняют более сложные движения: метание, прокатывание в цель, бросание и ловля. Игры:«Прокати мяч», «Попади в воротца», «Подбрось повыше» , «Блуждающий мяч».

        Игры-аттракционы способствую развитию внимания, настойчивости, ловкости, меткости, глазомера, ориентировки в пространстве и других качеств, необходимых в жизни и трудовой деятельности. Игры: «Перейди мячи», «Проведи мяч» «Попади в мяч», «Брось и поймай», «Поединок на ракетках», «Быстрей перетяни», «За черту».

   Важно организовано закончить игру: подвести итоги, объявить результаты, отметить положительные и отрицательные стороны. К подведению итогов нужно чаще привлекать самих участников. Это способствует воспитанию у детей умений оценивать свои действия, действия товарищей, выявлять причины побед и поражений.

      Одним из безусловных факторов привлекательности игр является элемент соревнования. Более яркий соревновательный характер  носят игры, в которых участники делятся на группы, команды и где каждая группа или команда, каждый участник команды стремится достичь лучших результатов, победить. Играя, дети удовлетворяют свойственную им потребность в движениях.

Особенно ценным в оздоровительном отношении является проведение подвижных игр на открытом воздухе зимой и летом, тат как при движении на улице значительно увеличивается обмен веществ с увеличением притока кислорода, что благотворно отражается на всем организме в целом. Игры на открытом воздухе (с учетом погодных условии) способствуют закаливанию детей.

               Подвижные игры содействуют умственному развитию, они вынуждают мыслить наиболее экономично, укрощать эмоции. Игра развивает внутреннюю речь и логику. Игры содействуют гармоничному развитию личности,  вносят в душу ребенка веселье и радость и одновременно содействуют укреплению его организма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: ромашка (09.11.2012)
Просмотров: 370 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz