Понедельник, 13.05.2024, 23:36
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Леонтьевой Ирины Викторовны

Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Опыт работы учителя физической культуры Леонтьевой И.В.

         Физическая культура - уникальный учебный предмет. Его уникальность состоит в том, что он обеспечивает овладением учащихся важными знаниями о человеке, о его развитии, сведениями по анатомии, физиологии, гигиене, педагогике и решает задачи воспитания у человека необходимых ему двигательных умений и навыков.

              Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни, прежде всего, условиями жизни в школе. В школьном возрасте ребенок не задумывается о своем здоровье, поэтому моя задача заключается в том, чтобы помочь сохранить и укрепить здоровье как физическое, так и психическое.

 Целью физического воспитания в школе является:

             формирование у учащихся основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.

Задачи направлены на:

·        Укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию.

·        Знание теоретических и практических основ, используя которые можно эффективно заниматься физической культурой и формировать навыки здорового образа жизни.

·        Формирование положительного отношения школьников к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.

·        Овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование индивидуальных способностей, качеств и свойств личности.

          Физическую культуру в школе я преподаю 17 лет. Одной из возможностей сохранения здоровья ребенка является приобщение его к потребности здорового  образа жизни, потому что в последнее десятилетие все больше учащихся приходят в школу с проблемами  в здоровье, поэтому в течение трех лет  в процессе своей профессиональной деятельности я работаю над педагогической проблемой:

«Формирование потребности в  здоровом образе жизни на уроках физической культуры первой ступени обучения».

Целью своей педагогической деятельности считаю  создание содержательных и организационных условий для обеспечения физического и психологического здоровья учащихся, направленных на  формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни на уроках физической культуры.

Задачи:

1.     Формирование у учащихся понятия о ценностях здорового образа жизни;

2.     Повышение у учащихся интереса к физическим упражнениям и играм и вовлечение учащихся к занятиям физической культурой и спортом;

3.     Укрепление психофизического здоровья детей.

  Здоровый образ жизни следует рассматривать как активную и целенаправленную форму   поведения, которая обеспечивает сохранение и длительное поддержание психического и физического здоровья. Слагаемые  здорового образа жизни - это:

·        режим дня;

·        гигиена;

·        рациональное питание;

·        закаливание;

·        чередование труда и отдыха;

·        организация целесообразного режима двигательной активности;

·        занятия физическими упражнениями и спортом.

Стиль здорового образа жизни обусловлен личностно – мотивационными особенностями, возможностями и склонностями учащихся.  Опираясь на методические работы В.П.Лукьяненко, П.Н. Михалева,  Ю.А.Янсона,  выделяю следующие основные компоненты:

·        Осознанное, целенаправленное применение разнообразных форм физкультурной активности;

·        Целенаправленное освоение гигиенических  навыков и навыков охраны здоровья;

·        Использование естественных природных факторов  в укреплении здоровья (закаливание);

·        Активная борьба с вредными привычками

·        Деятельность по пропаганде и внедрению здорового образа жизни в жизнь каждого человека и общества.

      Физическая культура представлена в здоровом образе жизни в виде регулярных физкультурно-оздоровительных занятий, систематических закаливающих процедур, а также видов двигательной активности, направленных на сохранение и приумножение здоровья. Двигательная  активность – обязательный компонент здорового образа жизни. Современные дети, находясь в сидячем положении за компьютером, телевизором, испытывают  дефицит двигательной активности, поэтому уроки физической культуры, могут и должны восполнять нехватку двигательной активности. 

  Здоровый образ жизни положительно влияет на организм и качества личности. В поведении проявляется собранность, ощущение своей физической привлекательности, оптимистичный настрой, умелое общение, высокая жизненная энергия, умение планировать и организовывать свой досуг.

Формируя здоровый образ жизни, нужно учить владеть не всеми его элементами сразу, а ограничиться одним – двумя, постепенно переходя  к другим.

  Формирование потребности в здоровом образе жизни  я осуществляю в своей работе через уроки  физической культуры, внеклассную работу и  во внеурочной деятельности с учащимися начальных классов. Занятия строятся с учетом возрастных,  индивидуальных и психологических особенностей учащихся.

Учебная деятельность учителя и учащихся в значительной мере сосредоточивается на уроке.

 Мною на уроке решаются образовательные, развивающие, оздоровительные, воспитательные задачи.

Основные задачи урока физической культуры:

·     Образовательная. В образовательные задачи входит формирование у обучающихся теоретических и методических знаний, овладение способами (умениями и навыками) собственно двигательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.

·     Развивающая. Развивающие задачи состоят в обеспечении высокого уровня разностороннего развития  координационных и кондиционных способностей (выносливость, сила, гибкость, быстрота), в процессе занятий физическими упражнениями необходимо уделять  внимание развитию у обучающихся  интеллектуальных процессов, двигательной памяти, движения и разнообразной чувствительности, в виде чувства мяча, дистанции, снаряда, времени;

·     Воспитательная. На занятиях физической культурой надо усилить акцент на воспитание духовно-нравственных  и волевых качеств личности; на формирование у обучающихся адекватной оценки и самооценки собственных физических возможностей; создание педагогических условия для выработки интереса и потребности к систематическим  занятиям физической культурой и спортом в соответствии со склонностями и способностями; воспитание сознательного и активного отношения к ценностям здоровья и здорового образа жизни;

·     Оздоровительная. Оздоровительные задачи состоят в том, чтобы: содействовать гармоничному физическому развитию обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей; выработать умения использовать физические упражнения, гигиенические факторы и условия внешней среды для укрепления состояния здоровья, противостояния стрессам, совершенствования основных систем  организма; сформировать общественные и личностные представления о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физической подготовленности; содействовать воспитанию привычки к здоровому образу жизни.

В построении урока выделяю три  части: подготовительную, основную, заключительную.

 1.Подготовительная часть – подготовить организм к напряженной физической работе (строевые упражнения, различные виды ходьбы, беговые упражнения, общеразвивающие упражнения).

2. Основная часть – обучение и развитие двигательных умений и навыков, воспитание морально-волевых качеств  школьников (упражнения в лазанье, равновесии, метание, прыжки, акробатические упражнения, подвижные игры).

3. Заключительная часть - восстановление организма после физических нагрузок основной части (дыхательные упражнения, малоинтенсивные упражнения, игры малой подвижности.)

На уроках необходимо учитывать желания, настроение, темперамент каждого ребенка и каждого учить  саморегуляции, адаптации, релаксации. Эти  уроки и для мышц, и для мозга.

Использую основные методы обучения:

·        словесный - передача информации - объяснение нового материала, требований, рассказ, распоряжения, команды);

·        демонстрационный  -  использование карточек,  показ, способствуют развитию наглядно – образного  мышления, повышает интерес к изучению, повышает работоспособность учащихся и положительно  влияет на эмоциональную сферу деятельности;

·        практический  - способствует совершенствованию полученных знаний, обеспечивает закрепление материала, способствует применению теории и практики.

Главное требование методов обучения - это их комплексное применение с учетом задач обучения на данном этапе учебного процесса, содержанием учебного материала, а также возможностей класса. В результате применения комплексного метода обучения теоретические знания применяются учащимися в практических заданиях, что позволяет им улучшить технику выполнения и повысить качество работы на уроке. Применяю следующие методы организации урока:

1.Фронтальный  – упражнения выполняются одновременно всеми учащимися (игры, упражнения на осанку, построения перестроения).

2. Поточный - учащиеся выполняют одно и то же упражнение по очереди, один за другим, беспрерывным потоком (лазанья по гимнастической стенке, скамейке, прыжки в длину, бег ).

3. Посменный – учащиеся распределятся на смены, на очереди для выполнения упражнений (метания, акробатические упражнения, лазанье).

4. Индивидуальный – используются в учетных уроках.

5. Групповой - каждая группа  учащихся  по заданию учителя занимается самостоятельно, выполняя в порядке очереди разные виды упражнений.

Методы организации урока зависят от поставленных задач, конкретных условий, контингента учащихся и их подготовленности. Применение различных методов разнообразит урок, а это всегда положительно воспринимается детьми.

В своей работе  применяю образовательные технологии: обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие технологии, информационные технологии, игровые технологии.

На уроках особую роль уделяю здоровьесберегающим технологиям. Для достижения целей здоровьесберегающих технологий учитываю следующие условия:

1.     Создание на уроках физической культуры гигиенического режима.

2.     Использование оздоровительных сил природы.

3.     Обеспечение оптимального двигательного режима на уроках физической культуры, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня.

         Основным средством  обучения на уроке физической культуры являются   физические упражнения. Они формируют двигательные умения и навыки, способствуют развитию двигательного аппарата, улучшают кровообращение и обмен веществ, благотворно влияют на дыхание. Важное  значение имеет выбор упражнений и методика их проведения. При выборе физических упражнений  учитываю анатомо-физиологические и психологические особенности детей младшего школьного возраста, информация о которых содержится в данных  мониторинга физического развития и физической подготовленности детей. Опираясь на идеи В.И.Ковалько, согласна, что одной из составляющих здорового образа жизни являются регулярные занятия физическими упражнениями.

На уроке я применяю (приложение №1):

- игровой стретчинг (система  статистических растяжек);

- упражнения для формирования правильной осанки;

- дыхательные упражнения;

- игровые комплексы для младших школьников;

Обучение школьников в игровой форме – весьма продуктивный развивающий метод. Игровые технологии сочетают два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны - получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды.  Подвижные игры в школе являются незаменимым средством решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности школьника, развития его разнообразных двигательных способностей и совершенствования умений. Они направлены на развитие творчества, воображения, внимания, воспитание инициативности, самостоятельности действий.

В своей работе я использую народные игры:  сюжетные и бессюжетные, игры – аттракционы.

Народные игры способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития.

Сюжетные народные подвижные игры («У медведя во бору», «Гуси- лебеди», «Кот и мышь», «Филин и пташка», «Горелки»),игры этого вида строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц.

Бессюжетные народные подвижные игры («Прокати мяч», «Попади в воротца», «Подбрось повыше», «Блуждающий мяч») требуют от детей большей самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве.

Игры-аттракционы («Попади в мяч», «Брось и поймай», «Поединок на ракетках», «Быстрей перетяни», «За черту») способствую развитию внимания, настойчивости, ловкости, меткости, глазомера, ориентировки в пространстве и других качеств, необходимых в жизни и трудовой деятельности.

           Особенно ценным в оздоровительном отношении является проведение подвижных игр на открытом воздухе зимой и летом. Игры на открытом воздухе (с учетом погодных условии) способствуют закаливанию детей. Поэтому до поздней осени и ранней весной (если погода позволяет), я провожу уроки физической культуры и занятия внеурочной деятельности  на спортивной площадке.

Особое внимание уделяю проведению теоретических  уроков. Используя  информационные  технологии в образовательном процессе, урок проходит более интересным, наглядным и динамичным. В младшем школьном возрасте преобладает наглядно-действительное (практическое) и наглядно-образное мышление. Теоретические уроки проходят в игровой форме. В ходе игры дети приобщаются к миру движений, познают себя, тем самым начинают понимать суть здорового образа жизни. Сам факт проведения урока физической культуры в кабинете, оснащенном компьютерной техникой, интригует детей, у них появляется внешняя мотивация. Из внешней мотивации "вырастает” интерес к предмету. Использование в работе ИКТ помогает узнать о своем организме, о значениях физических упражнений. Мною уделяется большое внимание темам: «Личная гигиена», «Наш организм», «Режим дня», «Про здоровое питание».

   Для укрепления физического здоровья детей, в нашей школе проводятся «Уроки Здоровья». На этих занятиях формируется мотивация здорового образа жизни. Мы знакомим учеников с упражнениями, позволяющими снять усталость, развивающие мелкую моторику мышц, укрепляющие здоровье.

За последние годы выявляется ухудшение здоровья учащихся общеобразовательных школ. В поисках выхода из этой ситуации был введен третий урок физической культуры. Цель третьего урока физкультуры - это формирование навыков использования оздоровительной физической культуры и овладение учениками навыками целенаправленного использования средств физической культуры для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к учебе и индивидуальной деятельности по интересам.

Использую возможности, открывающиеся с введением третьего часа физкультуры, для разнообразия форм организации учебной деятельности. Применяю проведение нетрадиционных уроков: урок-путешествие, урок-соревнование, урок-праздник, интегрированные уроки, урок - игра.

  С 2009г.  являюсь членом творческой проблемной группы «Здоровье», в рамках которой мы реализуем образовательно-оздоровительные мероприятия  для школьников. Группой была разработана программа «Чтобы мечты сбывались». Целью данной программы является поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся школы, создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха. Отслеживаем динамику заболеваемости школьников. Мониторинг показал, что количество болеющих школьников уменьшается  (таблица 1).

За время работы наметились и этапы этой работы:

1 этап – соединение воедино всех данных:  выявление причин недостаточной мысленной активности детей (ослабленное здоровье, ухудшающаяся социальная среда, плохая экология), уточнение биологических возможностей учащихся (частые пропуски уроков, условия в семье, режим питания и т.д.), определение всего, что могло бы составить для них здоровый образ жизни (чему научить, какие навыки и умения привить, как сохранить свое здоровье).

2 этап – использование средств для воспитания ответственного отношения к сохранению собственного здоровья, формирование здорового образа жизни через навыки и привычки.

3 этап – практическое применение всевозможных знаний, воспитание у учащихся осознанной потребности в здоровом образе жизни.

В работе использую  формы оздоровительного воспитания: гимнастика до занятий, минута здоровья, занятия на свежем воздухе, оздоровительные мероприятия в учебное и во внеурочное время. Целесообразность всех занятий в том, что они затрагивают широкий спектр проблем здоровья, служат живым источником для физической и умственной работоспособности. Формированию здорового образа жизни помогают не только уроки физкультуры, но  и внеклассная работа, вовлечение учащихся к занятиям в спортивных секциях и клубах. Главная цель внеклассной работы - организация досуга школьников, несущего оздоровительный эффект. Важным направлением внеклассной работы по физическому воспитанию является использование естественных сил природы (солнца, воздуха и воды) для укрепления здоровья учащихся. С этой целью в школе проводятся экскурсии на природу, организуются походы. Считаю, что в системе внеклассной работы большое значение имеет спортивное совершенствование учащихся, развитие их способностей в различных видах физкультуры и спорта.

 Разработала программы объединений по внеурочной деятельности «Юные спортсмены» и «Подвижные игры» для 2 классов. Занятия в объединениях с оздоровительной направленностью являются уникальной естественной средой для формирования позитивной «Я – концепции», так как приближает человека к действительности (могу - не могу), формирует адекватную самооценку, избавляет от неуверенности в себе, способствует самоконтролю, а также позволяет избегать рисков, опасных для здоровья, помогает приобретать полезные навыки и привычки.

    Существенным направлением внеклассной работы является организация и проведение спортивно-массовых мероприятий. К ним относятся спортивные праздники, организация школьных спартакиад, соревнований, вечеров, «дней здоровья» и т.д. Данные формы работы проводим в течение всего года. 

Формированием потребности в здоровом образе жизни я  занимаюсь,  работая в пришкольном оздоровительном лагере «Мечта». Одной из важнейших задач  осуществления воспитательной работы в лагере считаю организацию двигательной активности школьников, обеспечивающей им активный отдых и удовлетворяющей их естественную потребность в движениях. Основные виды физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме работы лагеря были разделены на следующие группы:

- утренняя гимнастика;

- игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты;

- массовые спортивно – оздоровительные мероприятия.

В течение лагерной смены провожу следующие спортивно – оздоровительные мероприятия: «Олимпийский стадион», «Зов джунглей», «В здоровом теле - здоровый дух», «Веселые старты», «Спортивные сказки».

           Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если научить детей ценить, беречь и укреплять своё здоровье, личным примером демонстрировать соблюдение слагаемых  здорового  образа жизни, то можно надеяться, что будущие поколения будут больше здоровы и развиты не только духовно, но и физически.  

  В своей  работе я решаю самые простые, но очень важные ежедневные проблемы, чтобы постепенно продвигаться в осуществлении поставленной цели - сохранить, укрепить и улучшить здоровье наших детей как основного будущего ресурса нации.

 

 

 

Приложение 1

Игровой стретчинг (система  статистических растяжек)

 

Комплекс упражнений

 (мышц тазового пояса, бедер и ног)

1."Бабочка” а) И.П. - сидя, ноги согнуты в коленях, стопа  к стопе. Руками зацепиться за    стопы, вытянуть спинку, макушкой тянемся к потолку. 1, 2 - движение коленями вверх-вниз. б) И.П. - то же 1. Наклоняться вперед, лбом коснуться пяток. 2. И.П.

2."Неваляшка”  И.П. - сидя, ноги согнуты стопа к стопе, руки крест на крест, держаться за стопы. а) 1, 2 - покачаться из стороны в сторону. б) назад - вперед. в) в сторону - назад, в сторону - вперед.

3."Паучок” И.П. – стоя, ноги врозь 1. Согнуть ногу, перенос тяжести тела с ноги на ногу (выпады). 2. И.П.

4."Павлин” (выпады вперед)И.П. - стоя, правая нога вперед. 1. Перенести вес тела на правую ногу и покачаться. 2. И.П. 3, 4 - с другой ноги.

5."Лягушка” И.П. - стоя, ноги широко, стопы развернуты. 1. Согнуть ноги – полуприсед - задержаться. 2. И.П.

6."Ножницы” И.П. - сидя, руки в упоре сзади  или лежа, руки в упоре на локотки. 1. Поднять ноги на 45 - 90 градусов, скрестные движения ногами - горизонтальные ножницы. 2. Поднять ноги на 45 - 90 градусов, движения ногами разноименно вверх-вниз - вертикальные ножницы.

7."Бег” И.П. - сидя или лежа, прямые ноги чуть приподняты. 1, 2. Сгибать и разгибать ноги в коленях в быстром темпе.

8. "Краб” И.П. - лежа на спине, согнуть ноги, стопы упираются в пол, руки вдоль туловища. 1. Поднять таз, прогнуться в пояснице.

9. "Велосипед” И.П. - лежа на спине, руки вдоль туловища, поднять ноги на 90 градусов и согнуть в коленях. 1, 2 попеременно выпрямлять ноги в медленном и быстром темпе.

 10. "Паровозик” И.П. - стоя на коленях, опора на руки, спина прямая, голова прямо. 1. Мах правой ногой назад. 2. И.П. 3, 4 - с другой ноги.

 

 

 

 

 

 

Игровые комплексы для младших школьников

 

   Комплекс упражнений игрового характера (6-12 лет)

Задача. Формирование  правильной осанки, рациональной походки, умения заниматься с физкультурными пособиями; развитие координации движений, равновесия; улучшения функции дыхания; укрепление связочно-мышечного аппарата стопы, мышечного «корсета» позвоночника.

Упражнение 1.  Дети перед зеркалом принимают правильную осанку: голову держат прямо, губы спокойно сомкнуты, дыхание через нос, смотрят перед собой, плечи слегка опущены и отведены назад, на одном уровне, руки опущены, ноги прямые, носки слегка развернуты; идут простым шагом на носках, на пятках.

Упражнение 2. Голова прямо, пятки вместе, носки врозь, в руках за плечами гимнастическая палка: «багаж». Ходить, не опуская головы, на носках. Дети повторяют за инструктором: «Да, багаж, на этаж». Продолжительность 10 - 15 секунд.

 Упражнение 3. Дети стоят прямо, в руках за плечами гимнастическая палка («багаж»). По команде  инструктора, дети переводят палку из-за плеч  через голову вперед и накланяются, доставая палкой пол. При наклонах с выдохом скандировать: «багаж, саквояж,  жжж...». Повторить 5 раз.

Упражнение 4. Дети стоят прямо, руки опущены. Повороты туловища с одновременным отведением руки и поворотом головы в ту же сторону. Повторять 5 - 10 раз.

Упражнение 5. Приседая, колени развернуты, руки касаются пола. Повторять 5 - 10 раз.

Упражнение 6. Дети стоят, ноги расставлены на ширину плеч. Движение рук и корпуса вперед - назад (полунаклоны). Повторять 5 - 10 раз.

Упражнение 7. Дети стоят, ноги на ширине плеч. Слегка наклониться вперед, пояс верхних конечностей и руки расслаблены (руки свободно «висят» впереди туловища). Делать маховые движения руками с поворотом туловища вправо и влево. Ритмично произносить «буль-буль-буль...». Повторять 6 - 12 раз.

Упражнение 8. Дети стоят. Руки согнуты в локтях перед собой, кисти сжаты в кулаки. Движения имитируют отжимания белья, ритмично.

Упражнение 9. Дети стоят, ноги на ширине ступни, наклониться и быстро выпрямиться, встать на носки, поднять руки, потянуться. Повторить 5 - 10 раз.

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: ромашка (23.01.2013)
Просмотров: 1094 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz