Здоровьесберегающие технологии.
Большинство причин ухудшения
здоровья детей по мере обучения в школе носит объективный и субъективный
характер. Это связано с неправильными действиями учителей или бездействием в
отношении охраны здоровья.
Основной задачей
здоровьесберегающей педагогики является такая организация режима труда и отдыха
школьников, создание таких условий для работы, которые бы обеспечили высокую
работоспособность на протяжении всего времени учебных занятий, позволили бы
отодвинуть утомление и избежать переутомления.
Для младших школьников большую
трудность представляет то, что обычно считается отдыхом неподвижное сидение во
время урока.
Относительная неподвижность
ученика, требуемая школьной дисциплиной, может быть достигнута за счет
длительного статического напряжения позных мышц – в первую очередь мышц спины и
шей.
Между тем известно, что
статистическое напряжение гораздо утомительнее, чем динамическое, т.е.
направленное на осуществление движения. Кроме того, чем младше школьник, тем
сильнее выражена у него двигательная доминанта, потребность в движении, и
длительное торможение этой доминанты во время урока вызывает значительное
утомление в центрально-нервной системе.
Вот почему не физиологично
требовать от школьников (особенно начальной школы), «железной дисциплины»,
«каменной неподвижности». Упражнения физкультпауз обязательно должны быть
направлены на активизацию позных мышц.
Таким образом, видно, что в
начальной школе утомление в первую очередь связанно с формированием основных
школьных навыков. На последующих этапах обучения, в более старших классах,
когда основные двигательные навыки, необходимые для школьных занятий, уже
убретены и упрочены, на первое место выступают трудности, связано с интенсивной
деятельностью, требующей значительного напряжения центральной нервной системы и
в первую очередь клеток кары больших полушарий. В этом случае динамизация рабочей
позы реализуется в варианте «скрытых» пауз. «Скрытые» паузы горманично вытекают
из содержания урока, позволяют активизировать мышцы всех отделов позвоночника и
мышцы плечевого пояса, вовлекают в деятельность вестибулярный аппарат и
зрительную систему.
Чем старше по возрасту дети, тем
чаще учителя отдают предпочтение «скрытым» физическим паузам.
«Скрытые» физпаузы:
1. При наличии визуальных
признаков утомления учитель проводит фронтальный опрос как можно большего числа
учащихся, задавая вопросы, требующие краткого ответа. При этом отвечающему
ученику предлагается обязательно встать и выйти из-за парты.
2. Как можно большему числу
учащихся класса периодически предлагается выполнить задания у классной доски,
географической карты, возле учебного пособия, таблицы и т.д. Задания должны
быть несложными по содержанию. На выполнение одного задания отводится около 1
минуты. Прием используется 2-3 раза за урок.
3. На классной доске предлагается
незавершенные задания (незавершенные предложения, орфографические задания,
математический пример и т.д.) Необходимо выйти к доске и завершить его.
Содержание задания намеренно пишется на максимальной высоте, вынуждая учащегося
потянуться при его выполнении.
4. Учащимся предлагается сдавать
тетради учителю в следующем порядке: ученик первой парты, прогнувшись назад,
передает тетрадь ученику второй парты. Итак до последней парты. Ученик
последней парты ряда встает и приносит стопку учителю.
5. По ходу урока предлагается
осуществить взаимопроверку правильности выполнения задания с переходом на
соседний ряд парт: ученики первого ряда парт переходят на третий ряд, второго
ряда – на первый ряд, третьего ряда – на второй ряд. После выполнения
взаимопроверки все возвращаются на свои рабочие места.
6. При коллективной проверке
прочности усвоения нового учебного материала, учитель в случайном порядке
зачитывает правильные и неправильные варианты ответов. Учащимся предлагается
при этом сопровождать свой ответ условным жестом. Например, в случае
правильного варианта скрестить руки, имитируя знак «+», а при неправильных
вариантах руками имитировать знак «-». Задания выполняются не менее 1 минуты.
Что касается «активных» физпауз, то они могут
быть самые разнообразные.
«Активные» физпаузы.
1. Оздоровительно-гигиенические.
Стоя или сидя потянуться,
прогнуть спину, повертеть головой, сделать зарядку для глаз.
2. Танцевательные, ритмические.
Выполняются произвольно под
веселую музыку детских песен.
3. Физкультурно-спортивные.
Эта гимнастика для укрепления
определенных групп мышц (приседания, ходьба на месте и т.д.).
4. Подражательные.
Успех этих физпауз зависит от
фантазии и творчества учителя. Дети будут охотно подражать движениям лягушат,
медвежат, зайчиков, обезьян, птиц.
Например можно провести игру
«Подражание».
Возраст играющих: от 6 лет;
Количество игроков: любое (весь
класс);
Что нужно для игры: ничего.
«Два игрока становятся лицом друг
к другу. Один из них принимает любую позу. Она может быть характерна для
какого-нибудь животного, например кошки, почувствовавшей опасность. Застыв в
выбранной позе секунд на 5 , игрок снова возвращается в нормальное положение, а
другой должен повторить только что показанную позу. Если второй участник
справится с заданием, то он сам встает в какую-нибудь позу, и теперь сосед по
парте должен подражать ему».
Почти любое детское стихотворение
можно использовать на уроке. Сначала учитель произносит текст и показывает, как
надо выполнять упражнения. Часто дети сами с удовольствием придумывают
движения, прослушав стихи.
Например, можно использовать
следующие стихотворения.
1. Бабочка.
Утром бабочка проснулась
Улыбнулась, потянулась
Раз – росой она умылась
Два – изящно покружилась,
Три нагнулась и присела,
На четыре – полетела
Ты летай, как бабочка,
Крылышками помаши,
Бабочка – порхалочка
Ты ко мне спеши!
2. Мы похлопаем в ладоши
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали
Дружно, веселее
По коленочкам ударим
Тише, тише, тише.
Наши ручки поднимайтесь
Выше, выше, выше.
Наши ручки закружились
Ниже опустились
Завертелись, завертелись
И остановились.
3. Есть у нас игра такая –
Очень легкая, простая:
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье…
И становится понятно –
Расслабление приятно!
4. По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке,
И по этой же дорожке Подскоки
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим. Бег на месте
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки. Прыжки
Стоп. Немного отдохнем.
И домой пешком пойдем. Ходьба на месте.
Одной из разновидностей физ.
минуток является релаксационные упражнения (расслабляющие). Однако нужны эти
упражнения для застенчивых детей, которым просто необходимо научиться
расслабляться.
При их проведении дети лежат или
сидят в свободной, расслабленной позе (можно в позе «кучера»), желательно с
закрытыми глазами. Подростки, ориентируясь на сложный образ, рисуемый учителем,
представляет себе те или иные картины природы или состояния. Ключевые слова и
выражения, предложенные И.Е. Шварцем и А.С. Новоселовой, могут быть
использованы как основа для создания таких образных представлений. Вот
некоторые из них:
·
Я лежу на берегу реки в лесу;
·
Шумит листва деревьев;
·
Журчит вода, поют птицы;
·
Я лежу на спине, смотрю в голубое небо;
·
По небу плывут облака;
·
Я спокоен;
·
Надо мною качается верхушки деревьев;
·
Я слушаю успокаивающий шум леса;
·
Я как будто повис в воздухе;
·
Я будто нахожусь в состоянии невесомости;
·
У меня такое ощущение, будто я растаял;
·
Мои руки погружены в нагретый солнцем песок;
·
Песок нагревает мои руки.
Эффект таких упражнений
значительно возрастет, если текст будет сопровождаться специально подобранной
музыкой, качество проведения релаксации будет значительно выше.
В условиях возрастающей
визуальной нагрузки в школе, и особенно, в дисплейных классах, единственно
верный путь для улучшения зрения школьников, подтвержденный многолетней
практикой – это умение расслабляет глаза, закреплять это состояние, несмотря на
психические и эмоциональные стрессы.
В этом случае учителям следует
проводить упражнения, которые расслабляют напряженные мышцы глаз и одновременно
активизируют, вливают новые силы в первые клетки сетчатки.
Упражнения проводятся учителем в
течении 2-3 минут в середине каждого урока:
1. И.П. – сидя, откинувшись на
спинку стула. Глубокий вдох – Наклонившись вперед, к парте, выход. (5-6 раз).
2. И.П. – сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть
веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки (4 раза).
3. И.П. – сидя, руки на поясе. Повернуть голову
вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, на локоть
левой руки (4-5 раз).
4. И.П. – сидя, смотреть прямо перед собой на классную
доску 2-3 секунды, поставить палец руки по средней линии на расстоянии 15-20
см. от глаз, перевести взор на конец пальца и смотреть на него 3-5 секунд,
опустить руку (5-6 раз).
5. И.П. – сидя, руки вперед, посмотреть на кончики
пальцев, поднять руки вверх (вдох) следить глазами за руками не поднимая
головы, руки опустить (выдох). (4-5 раз).
6. Упражнение 1.
7. Упражнение 2 повторить 5-6
раз.
8. Упражнение 3 повторить 5-6
раз.
9. И.П. – сидя, поднять глаза вверх, сделать ими
круговые движения по часовой стрелки, против часовой стрелки. (5-6 раз).
10. И.П. – Упражнение 5 повторить 4 раза.
11. И.П. – Упражнение 4 повторить 6-8 раз.
12. И.П. – сидя, закрыв веки. В течении 10 секунд
массировать их кончиками пальцев.
Традиционной школе нужен
здоровьесохраняющий способ организации учебной деятельности, позволяющий
значительно снизить физиологическую цену
обучения. Сегодня важно не просто дать учащимся знания, навыки и умения,
но и сохранить при этом их здоровье. Надо стараться развивать интеллект, не угнетая
физическое состояние, приобщать к общечеловеческим ценностям, сохранив при этом
индивидуальность личности, формировать культуру духа и мысли, не порабощая
психологически и духовно.
Советы психолога.
В школу пришло новое поколение
детей, которые наряду с типичными качествами присущими детям младшего школьного
возраста, обладает качествами присущими только этому поколению. Учителя уже
почувствовали это. У детей нового поколения изменилось соотношение между типами
темпераментов. Так из 10 новорожденных – 9 имеют холерический и сангвинический
темперамент и только 1 обладает либо флегматическим либо меланхолическим
темпераментом, раньше все типы темпераментов встречались одинаково часто.
Увеличилось количество леворуких
детей. К ним нужен особый подход, иные методы обучения, т.к. это дети с
совершенно другим типом мышления, иным восприятием мира. Они в своей жизни
опираются на чувства, эмоции, интуицию, тогда как праворукие – на логический
расчет, разум.
Особенностью нового поколения
является также то, что в начальной школе появились дети-невротики. Раньше
невроз был привилегией взрослых людей. А сейчас в 1 класс приходит 30% невротиков. Невроз – это обратимое
расстройство психики. Для его возникновения необходимо 2 фактора: причина
(психотравмирующая ситуация) и благоприятная почва (переутомление,
перенапряжение, ослабленность организма после болезни). И вообще сейчас в школе
нет ни одного абсолютно здорового ребенка. Поэтому понятно, почему так важно
сохранять здоровье в процессе обучения. Самое простое, что мы можем сделать –
это организовать правильный режим школьника. Об этом надо всегда помнить
учителям и чаще напоминать родителям. Есть нормы, которые надо очень жестко
соблюдать. Так для детей начального звена продолжительность на должна
составлять 10-11,5 часов (10 часов – ночной сон и 1-1,5 часов - дневной). Если
дети будут спать меньше, то они не будут успевать восстанавливать силы.
Ежедневные прогулки на воздухе в любую погоду – 3,5 часа. Выполнение домашнего
задания во 2-ом классе – 1 час, в 3-ем классе – 1,5 часа, в 4-ом классе – 2
часа, в 1 классе не должно быть домашних
заданий вообще. Объем домашнего задания – 1/3 от объема выполненного в классе.
Суббота и воскресенье – дни отдыха от школы, в эти дни дети должны заниматься
только своими любимыми делами. Если заданы уроки на понедельник, то выполнять
их в пятницу. Еще Сухомлинский заметил, что если ребенок долгое время сидит за
уроками, то у него снижается успеваемость, притупляется память, внимание и т.д.
Это и понятно, т.к. все это происходит из-за хронического переутомления, у
ребенка не остается времени на отдых.
Для детей начального звена очень
важна личность учителя. По результатам анкетирования детей, можно выделить
главные качества, которые дети больше всего ценят в учителе. Это: 1) доброта;
2) доброжелательность; 3) внешняя красота; 4) умение и желание обучаться. Когда
родители собираются привести ребенка в 1-й класс, то выбирают не школу, не
программу по которой будет обучаться ребенок, а выбирают учителя. Дети не
всегда понимают и воспринимают урок как учебную ситуацию, для них это повод
пообщаться с любимым и интересным человеком – учителем. На уроке это не всегда
возможно, т.к. учитель должен выполнять свои профессиональные обязанности, но
на перемене нужно снимать с себя «маску» учителя и превращаться если не в
заботливую маму, то хотя бы в добрую подругу и удовлетворять потребности
ребенка в общении. Учитель начальных классов обязан выглядеть хорошо, т.к. от
этого зависит примут его дети или нет.
Шумные перемены очень досаждают
учителям, но с этим нужно мириться, т.к. во время шумных подвижных игр дети
избавляются от страхов и нервного напряжения, накопленного на уроке. Чем
труднее и страшнее был урок, тем громче кричат и больше бегают дети на
перемене.
Согласно законам психологии при усилении
мотивации деятельность улучшается до определенного предела, а с какого-то
момента, наоборот, начинает разрушаться. Этот закон очень ярко проявляется на
тревожных детях. Первоклассники почти все сильно замотивированы на успешную
учебу, поэтому в ситуации повышенной значимости (ответ у доски, контрольные)
очень нервничают и делают «глупые» ошибки, забывают слова. Поэтому не следует
говорить учащимся о том, что будет серьезная контрольная, а уж пугать их
итоговой, решающей работой тем более нельзя.
-
Некоторые учителя беспощадные к детям и не прощают им ни одного промаха, им
кажется, что это справедливо. Помните, что беспощадность – та же
несправедливость.
-
Иногда говорят: пусть поплачет, ничего не случится. Нет случится. Слезы
опасны для детской души.
-
Некоторые учителя избегают ласковых слов и прикосновений,, потому что
считают, что это не учительское дело. Не бойтесь. Теплые ласковые слова и
прикосновения смягчают душу ребенка, снимают нервное напряжение.
-
Есть дети, которых не возьмешь ни наказаниями, ни добром, но великодушное
отношение в конце концов спасет и их.
-
Если у вас есть выдержка, то прежде чем делать замечание ребенку, внутренне
настройте вой голос так, чтобы он не звучал злобно, если же у вас выдержки нет,
то не делайте замечаний.
-
Без симпатии учить и воспитывать совершенно невозможно. Раздражительный
учитель еще что-то может дать ребенку. Но тот, который раздражает своим видом и
голосом – ничего не даст. Старайтесь вызвать симпатию у учеников.
-
Учитесь управлять своей интонацией. Безошибочная интонация способна
сгладить даже педагогическую ошибку.
-
Когда вы просите ребенка о какой-то услуге не забывайте сказать «если это
тебя не затруднит» или «пожалуйста». Потому что вежливость воспитывается только
вежливостью и никак иначе.
-
Обращайтесь к ученикам по имени (Д. Карнеги считал, звук собственного имени
самая приятная музыка для ушей любого человека). Фамилию можно добавить к
имени, если в классе несколько человек с одним именем.
-
Как? Вы все еще ставите детей в угол? Этого уже не делает никто в Европе.
Вы безнадежно отстали от педагогической моды.
-
Если вам пришлось ругать ребенка, то придерживайтесь следующей схемы:
I часть – (отметьте какое-то положительное качество
ребенка или вспомните хороший поступок).
II часть – (выскажите то, чем вы недовольны, за что
ругаете).
III часть – Выразите надежду на улучшение ситуации в
будущем, похвалите за что-то.
-
Когда ребенок совершит что-то плохое, его обычно мучает совесть. Но вы
наказываете его, и совесть замолкает, а это опасно. Поэтому иногда полезно
оставить ребенка без наказания.
-
В детском доме Януша Корчак было правило: виноватого или оправдывают или
прощают. Не установить ли и нам такой закон.
|