«Двигательная активность как средство развития и сохранения здоровья младших школьников»
Проблемы здоровья сейчас у всех на слуху. Всё чаще вспоминают слова одного классика о том, что «Здоровье — это не всё, но всё без здоровья — ничто». В последние годы появилось достаточно ёмкое по содержанию понятие «здоровьесберегающие технологии».
Значимыми компонентами здоровьесберегающей среды являются:
а) определение нагрузок на уроках, в частности на уроках физической культуры, дифференциация с учетом физического развития и состояния здоровья детей;
б) выполнение санитарно-гигиенических мероприятий (проветривание помещения, соблюдение теплового и светового режима, организация влажной уборки);
в) включение в учебную деятельность дней здоровья, введение в обязательном режиме утренней гимнастики до занятий, проведение спортивных часов в группе продленного дня;
г) систематическое проведение просветительских мероприятий по здоровому образу жизни;
д) регулярное проведение диспансеризации учащихся;
е) проведение мониторинга физической подготовленности и уровня здоровья учащихся;
ё) двигательная активность учащихся в урочное и внеурочное время.
Деятельность учителя можно представить, как системно организованное сочетание принципов педагогики сотрудничества, эффективных педагогических приёмов, проявлений педагогического мастерства, направленных на достижение оптимальной психологической адаптированности школьников к образовательному процессу, на сохранение его здоровья и воспитание у него культуры здоровья.
В последнее десятилетие всё больше учеников приходят в школу с отклонениями в здоровье. В классах таких детей бывает до 60%, часты пропуски занятий по болезни. Причин этого немало, а как следствие — многие изначально не справляются с уроками, с трудом одолевают логические задачи, отставание в учёбе со временем нарастает. Значит необходимо искать новые приемы, а именно организовать и построить грамотно работу по двигательной активности младших школьников для сохранения и укрепления здоровья.
Движение — это жизнь, а жизнь — это движение. Именно движение, является одним из основных факторов целенаправленной организации здорового образа жизни учащихся начальных классов и обеспечения на этой основе более успешного их обучения, сохранения и укрепления здоровья, работоспособности. Без активных движений,без физических упражнений невозможен нормальный рост, развитие и укрепление мышечной ткани, связок, костей скелета, сердечно - сосудистой системы, органов дыхания и пищеварения, органов чувств, а главное - нервной системы, управляющей сложным из механизмов - человеческого организма.
Рациональный двигательный режим должен включать все виды физкультурно-оздоровительной работы.Чередование их с учебными занятиями обеспечивает высокий уровень двигательной активности, в известной степени снижает утомление учащихся и повышает эффективность учебной работы.
В последнее время специалисты, частот говорят о перегрузке детей. Действительно, повысились умственные напряжения и нагрузки на нервно - эмоциональную сферу. Врачи повсеместно отмечают «омоложение» и рост числа заболеваний сердечно - сосудистой системы, нервной системы, нарушение обмена веществ, о которой говорят, как «о болезни 29 века».
Достаточно подсчитать, сколько часов ученик просиживает за школьной партой,за приготовлением домашних заданий, за книгами и экраном телевизора, чтобы убедиться, насколько незначительной становится двигательная доза в режиме дня школьников.
У учащихся в процессе учебных занятий активно участвуют в работе очень небольшое количество мышц тела, остальное находится, либо в состоянии относительного бездействия, либо несут статическую нагрузку. Мышцы спины и шеи должны при наличии самого удобного сидения испытывают значительное статическое напряжение. При этом возрастает внутримышечное давление,нарушается нормальное кровообращение. Положение сидя и низкая интенсивность работы мышц живота, нижних и верхних конечностей создают предпосылки для развития застойных явлений во внутренних органах, затруднение крово-и лимфообразования в ногах и руках. Застой крови в брюшной полости является причиной недостаточного поступления крови, а с ней и кислорода в головной мозг, что снижает работоспособность нервных клеток.
Поэтому гиподинамию может победить, только активный двигательный режим.
К сожалению, именно с поступлением ребёнка в школу резко сокращается его физическая активность. Если в режиме дня дошкольника в д/с и дома играм и упражнениям отводится до 7-8 часов, причём большая часть на свежем воздухе, то большинства школьников она оказывается значительно ниже установленных норм (минимум4-5 часов в сутки).
Установлено, что с началом систематического обучения детей в школе двигательная активность снижается на 50%, но потребность в движении ещё удовлетворяется. По мере перехода из класса в класс уровень двигательной активности резко снижается. При этом 82-85% дневного времени учащиеся находятся в статическом положении. Произвольная двигательная активность у них составляет 16-19%, а на организованные формы приходит лишь 1-3%.
Уроки физической культуры лишь частично, пополняют недостаток движений – около 40% суточной потребности или 11% недельной. И если школьник дополнительно не будет заниматься физическими упражнениями и спортом, это может повлечь за собой задержку в развитии его моторики.
Принято считать, что объём двигательной активности школьников должен составлять 7-8 часов в неделю. При таком объёме двигательной активности у школьников наблюдается наиболее высокие показатели умственной работоспособности, более высокая её устойчивость в течение дня, повышение успеваемости и адаптации к физическим нагрузкам.
Чередование учебных занятий и активного отдыха, включающие физические упражнения в разных формах,способствуют снятия утомления, вызванного учебной деятельностью, и повышению работоспособности учащихся.
А первой половине учебного дня работоспособность школьников постепенно повышается,достигая наиболее высоких показателей к 10-11 часам. Проведение гимнастики до учебных занятий способствует достижению оптимального сочетания возбудимости и функциональной подвижности нервной системы, благодаря чему ускоряется «вхождение» организма школьников в работу.
Эффективным активным отдыхом является проведение физкультурных минут на общеоброзовательных уроках. Применение кратковременных физических упражнений способствует снижению утомления и повышение умственной работоспособности, что в свою очередь позволит гораздо более эффективно продолжать занятия.
Неблагоприятные функциональные сдвиги, происходят в организме школьников под влиянием в первую очередь статического компонента учебной деятельности, в значительной степени ликвидируются в результате активного отдыха на переменах. Исследование показывают, что проведение физических упражнений и подвижных игр во время перемен способствует повышению умственной работоспособности на следующих уроках. Замечено, что особенно у младших школьников, наблюдается практически ежечасная потребность в движениях. Признаки утомления во время уроков, выражающихся в проявлении двигательного беспокойства, является проявлением потребности в движениях. Проведение кратковременных физических упражнений в форме физкультурных минут и игр на перемене позволяет в определённой мере удовлетворить эту потребность.
Значительное, повышение двигательной активности в утренние часы, в середине дня и к вечеру совпадает со снижением умственной работоспособности и удовлетворяется гимнастикой до учебных занятий, а так же более продолжительными занятиями физическими упражнениями, активным отдыхом в середине учебного дня, занятиями в кружках, секциях, активными прогулками на воздухе.
При проведении занятий физическими упражнениями в режиме учебного дня можно выделить два направления: оздоровительная направленность, обеспечивающая наряду с укреплением здоровья активный отдых, восстановление или поддержание на оптимальном уровне умственной работоспособности; повышение двигательной подготовленности учащихся, отвечающей требованиям учебной программы.
Умственное и физическое развитие тесно связаны между собой. Без активных движений, без физических упражнений невозможен нормальный рост и развитие растущего организма, и в первую очередь мозга. Ещё в 18 веке французский просветитель Жан – Жак Руссо заметил:
«Желаете образовать ум вашего ученика, упражняйте его силы, которыми ум должен управлять, развитие настойчивого его тело. Сделайте его крепким и здоровым, чтобы он стал мудрым и рассудительным».
Двигательная активность школьника воспитывает спортивный характер, волевые качества: преодоление трудностей, стойкости, выдержки, упорство в достижении спортивных успехов, стремление к победе, преодоление жизненных ситуаций. Появляется целеустремленность довести начатое дело до конца.
|