«Мониторинг физического развития как
инструмент выявления одаренных учащихся»
В настоящее время наблюдается повышенный
интерес к проблеме одаренности к проблемам выявления, обучения и развития
одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы
с ними.
Одаренность —
это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое
определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных
результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими
людьми.
Одаренный
ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда
выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких
достижений) в том или ином виде деятельности.
Выявление
одаренных детей — продолжительный процесс, связанный с анализом развития
конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством
какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного
отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный
поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным программам (в
системе дополнительного образования) либо в процессе индивидуализированного
образования
Принципы выявления и пути развития одаренных детей
К основным общим принципам обучения одаренных, как и вообще всех детей
школьного возраста, относятся:
— Принцип развивающего и
воспитывающего обучения.
Этот принцип означает, что цели, содержание и методы обучения должны
способствовать не только усвоению знаний и умений, но и познавательному
развитию, а также воспитанию личностных качеств учащихся.
— Принцип
индивидуализации и дифференциации обучения.
Он состоит в том, что цели, содержание и процесс обучения должны как
можно более полно учитывать индивидуальные и типологические особенности
учащихся. Реализация этого принципа особенно важна при обучении одаренных
детей, у которых индивидуальные различия выражены в яркой и уникальной форме.
— Принцип учета
возрастных возможностей.
Этот принцип предполагает соответствие содержания образования и
методов обучения специфическим особенностям одаренных учащихся на разных
возрастных этапах, поскольку их более высокие возможности могут легко
провоцировать завышение уровней трудности обучения, что может привести к
отрицательным последствиям.
Спортивно и физически одаренные дети
Спортивно и физически одаренные дети имеют высокий уровень
физической подготовки, отличаются хорошим здоровьем, активностью и
выносливостью, перевыполняют спортивные нормативы (спортивная или двигательная
одаренность).
К критериям определения спортивной и физической одаренности мы
отнесли следующие психофизические особенности детей;
o ребенок
проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной
моторики;
o обладает
хорошей зрительно-моторной координацией;
o любит
движение (бег, прыжки, лазание);
o обладает
широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому);
o легко
удерживает равновесие при выполнении двигательных упражне ний (на бревне,
трамплине);
o умело
владеет телом при маневрировании (стартуя, останавливаясь, целенаправленно
меняя направление и т. п.); для своего возраста обладает исключительной
физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных
навы ков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).
Работа с одаренными детьми на уроках физической культуры
В соответствии с
основными принципами концепции физической культуры и спорта в Российской
федерации реализация стратегических задач предполагает активизировать меры по
поиску спортивно одаренных детей и создать оптимальные условия для их развития.
Поэтому изучение закономерностей формирования и развития спортивно одаренной
личности позволит выйти на новый уровень понимания потенциальных возможностей
индивида для самореализации в процессе жизнедеятельности, так как спортивная
деятельность - одна из важнейших моделей для изучения состояния человека в
различных жизненных проявлениях. На сегодня определенны виды одаренности :
·
умственная ;
·
социальная;
·
моторная;
·
практическая.
Ведущим в познании
спортивной одаренности является определение возможностей моторной организации
человека и его психических способностей, которые могут быть врожденными так и
приобретенными в процессе деятельности. Точнее двигательную одаренность
можно определить как сочетание врожденных антропометрических ,морфологических,
психологических, физиологических и биохимических особенностей человека ,однонаправленно
влияющих на успешность какого-либо вида двигательной деятельности.
Для выявления двигательной одаренности используется комплексная
диагностика двигательной активности и длительная идентификация во времени и
разных ситуациях. Проявления одаренности включает любые модели поведения в которых
проявляется взаимодействия трех основных групп черт-способностей выше
среднего уровня, высокой степени увлеченности задачей и высокого уровня
креативности .Человек у которого проявляется совокупность этих свойств
нуждается в дополнительных возможностях и образовательных услугах,
которые обычно не предусматриваются традиционной программой обучения.
Соответственно задача учителя состоит в том чтобы создать такую ситуацию,
которая максимально нагружала бы ведущую способность данного ребенка – в данном
случае его спортивную активность в соответствии с дидактической парадигмой или
создать образовательную среду для развития уже проявившихся способностей,
условий для раскрытия творческого потенциала, на удовлетворение потребностей
данного учащегося.
В работе используются следующие признаки
одаренности для диагностики-быстрое освоение деятельности и ее выполнения,
использование новых типов деятельности ,проявление максимума самостоятельности
в овладении и развитии деятельности, устойчивость интересов, упорство в
достижении цели, широта интересов, анализ реальных достижений детей в
спортивных соревнованиях и конкурсах, наблюдение.
При выборе содержания
и методов работы с одаренными детьми
учитывается ,что каждому
возрастному этапу детского развития соответствуют разные типы ведущей
деятельности. Для подросткового периода (11-15 лет) ведущим видом деятельности
выступает социально-коммуникативная деятельность –совместная предметная деятельность:
соревнования, конкурсы, концерты, как условие и средство формирования
самооценки, Я-концепции, самоактуализации. Нужно включать одаренных детей в соревнования
с такими же одаренными детьми или более старшими поскольку конкуренция и
даже опыт поражения дает хорошие результаты. Источник склонности к соревновательности
у одаренных детей следует искать в превышающих средние возможности ребенка к
высоко дифференцированной оценке. В общении со сверстниками одаренный ребенок
довольно часто берет на себя роль организатора групповых дел и игр,
поэтому нужно привлекать таких детей к
демонстрации упражнений, инструкторской деятельности в работе с отстающими,
судейству соревнований.
В урочной работе
используется форма селективной
дифференциации, опережающее обучение и привлекаем детей к внеурочным
занятиям в спортивных кружках и секциях где с ними будет проводиться
индивидуально-ориентированная работа. Для старшего возраста (16-17 лет)ведущим
типом деятельности является проектно-исследовательская деятельность как
необходимое средство самоопределения школьника. При этом «объектом
проектирования» для школьника выступает он сам. Он должен выбрать в окружающем
мире и спрогнозировать у себя такие свои способности, которые необходимы
для успешной социализации ребенка в самостоятельной жизни. В 10-11 классе по разделу
спортивная гимнастика, оздоровительно-рекреационная деятельность одаренные дети
создают индивидуальные проекты тренировочных или концертных программ
соответственно уровню и виду своей одаренности, привлекаются к участию в
соревнованиях и конкурсах, участвуют в работе научно-исследовательских
конференциях учащихся в школе, предметных олимпиадах различного уровня.
Обобщая все выше сказанное можно сказать, что подбирая или разрабатывая
образовательную технологию в работе с классом мы ориентируемся на специфику
контингента обучающихся –повышенная готовность к обучению(легко осваивают
упражнения повышенной трудности), наличие одаренности к определенному виду
спорта(футбол, волейбол),определяем какие цели и задачи являются
приоритетными:обучающие,развивающие,обучающее-развивающее,развитие уже явно
выраженных способностей или напротив недостаточно выраженных .Определить
принципы обучения (дифференциация, предельной трудности, сочетание
индивидуальных и групповых форм обучения),определить методы обучения (игровые,
соревновательные, обучающие, развивающие)и конечно учитывать тип
образовательного учреждения.
Внеурочная деятельность,
осуществляемая с одаренными детьми, включает в себя спортивные кружки, секции,
студии, творческие мастерские дают возможность реализовывать интересы,
выходящие за рамки школьной программы. Особым пластом является работа,
связанная с ранней профессионализацией одаренных детей. Речь идет о тех детях,
которые уже очень рано продемонстрировали способности в какой-либо области и стали
получать подготовку в этой области (легкая атлетика, футбол, единоборства и
т.д.). Существенную роль в организации системной работы с одаренными детьми
играют общественные объединения и ассоциации. Они дополняют государственные
структуры, поскольку отражают более широкий спектр мнений по проблемам
образования одаренных детей.
|