Инновационная деятельность учителя физической культуры является
необходимым условием его успешной
педагогической деятельности. Учителя
всегда были центральными фигурами в образовании. Необходимые изменения в
образовании не могут происходить, если педагоги не будут стремиться
совершенствовать свою профессиональную деятельность. Время и усилия, которые
требуются, чтобы новые идеи и новые способы образования вошли в практику, в
большой степени зависят от готовности и способности учителей изменять свою деятельность, осваивая
новшества и становясь сотворцами новой практики.
Профессиональная деятельность учителя физической культуры неполноценна, если она строится только как
воспроизводство однажды усвоенных методов работы. Такая деятельность неполноценна
не только потому, что в ней не используются объективно существующие возможности
для достижения более высоких результатов образования, но и потому, что она не
способствует развитию личности самого педагога. Без творчества нет
педагога-мастера. В широком смысле творчество – это всякая практическая или
теоретическая деятельность человека, в которой создаются новые результаты
(материальные продукты, знания, методы и др.). Эти результаты могут быть новыми
только для этого человека или же иметь значение новшества для многих (в пределе
всех) людей. Творчество педагога начинается с усвоения того, что уже накоплено
другими (адаптация, репродукция, воспроизведение знаний и опыта), но в своих
развитых формах это процесс преобразования сложившейся практики. Педагогов
объединяет одно важнейшее качество – творческое отношение к делу, стремление
делать его как можно лучше. Но есть множество педагогов, которые известны в
меньшей степени, но обладают тем, же качеством и в повседневном поиске творят
свою неповторимую практику и самих себя как личность. Творческое отношение к
своему делу – важнейшая черта личности и условие ее полноценного развития.
Характер инновационной деятельности учителя зависит от существующих в
конкретном образовательном учреждении условий, но, прежде всего, от уровня его
готовности к этой деятельности. Под готовностью к инновационной деятельности
будем в дальнейшем понимать совокупность качеств учителя, определяющих его
направленность на развитие собственной педагогической деятельности и деятельности
всего коллектива школы, а также его способности выявлять актуальные проблемы
образования учеников, находить и реализовать эффективные способы их решения.
Первая составляющая
готовности учителя к инновационной деятельности – наличие мотива включения в
эту деятельность. Мотив придает смысл деятельности для человека. В зависимости
от содержания мотива инновационная деятельность может иметь разные смыслы для
разных людей. Отсутствие мотивации свидетельствует о неготовности учителя к
инновационной деятельности с точки зрения его направленности. Направленность
учителя на развитие своих профессиональных способностей и на достижение как
можно лучших результатов – необходимое условие приобретения инновационной
деятельностью смысла ценности и цели, а не средства для реализации каких-то
других мотивов. Любой человек в профессиональной деятельности сможет достигать
все более высоких уровней мастерства только изменяясь, только осваивая все
новые способы деятельности и решая все более сложные задачи. Работая лишь в
режиме репродукции, воспроизведения уже освоенных когда-то способов
деятельности, высококлассным профессионалом стать невозможно. Всякий, кто
стремится достичь высот мастерства, должен сознавать, что путь туда лежит через
критическое отношение к себе, тому, что достигнуто, и поиски путей и средств
развития своей практики. Без осознания участия в инновационной деятельности,
как ценности для себя лично, не может быть и высокой готовности к этой
деятельности.
Вторая составляющая рассматриваемой готовности – комплекс
знаний о современных требованиях к результатам школьного образования,
инновационных моделях и технологиях образования, иначе, о всем том, что
определяет потребности и возможности развития существующей педагогической
практики. Чувствительность учителя к проблемам определяется прежде всего тем,
как он понимает цели школьного образования вообще и из них выводит требования к
результатам своей работы. Если эти требования не будут соответствовать самым
высоким стандартам, то и проблем в результатах своей работы учитель видеть не
будет. Точно так же учитель, слабо ориентированный в инновационных моделях
образования и инновационных программах и технологиях, не будет видеть и
недостатков педагогической системы школы и своей практики, и возможностей их
устранения. Но недостаточно только знать о существовании инновационных
образовательных моделей, программ, технологий. Чтобы учитель мог хорошо
ориентироваться в пространстве возможностей и мог сделать правильный выбор, он
должен хорошо понимать условия их эффективного применения. Всякое изменение в
деятельности должно быть не только актуальным, но и реалистичным, т.е.
соответствующим реально существующим в данной школе условиям. Если, например,
учитель хочет строить свою работу, реализуя технологию развивающего,
проблемного или исследовательского обучения, а в целом педагогический процесс в
школе строится по знаниево-ориентированной модели, то он должен отдавать себе
отчет в том, что в этих условиях возможно лишь частичное применение
инновационной технологии.
Степень компетентности учителя в инновационном образовании может быть
различной, поэтому различным будет и уровень его готовности к инновационной
деятельности в этом аспекте.
Третий компонент
готовности учителя к инновационной деятельности – совокупность знаний и
способов решения задач этой деятельности, которыми владеет учитель, т.е.
компетентность в области педагогической инноватики. Учитель, хорошо
подготовленный к инновационной деятельности в этом аспекте:
·
владеет
комплексом понятий педагогической инноватики;
·
понимает место и
роль инновационной деятельности в образовательном учреждении, ее связь с
учебно-воспитательной деятельностью;
·
знает основные
подходы к развитию педагогических систем школы;
·
умеет изучать
опыт учителей-новаторов;
·
умеет критически
анализировать педагогические системы, учебные программы, технологии и
дидактические средства обучения;
·
умеет
разрабатывать и обосновывать инновационные предложения по совершенствованию
образовательного процесса;
·
умеет
разрабатывать проекты внедрения новшеств;
·
умеет ставить
цели экспериментальной работы и планировать ее;
·
умеет
анализировать и оценивать систему инновационной деятельности школы;
·
умеет
анализировать и оценивать себя как субъекта инновационной деятельности.
Общий
уровень готовности учителя к инновационной деятельности является функцией от:
ü уровня мотивационной готовности;
ü уровня компетентности в инновационном образовании;
ü уровня компетентности в педагогической инноватике.
Готовность к инновационной деятельности в современных условиях –
важнейшее качество профессионального педагога, без наличия которого невозможно
достичь и высокого уровня педагогического мастерства.
Профессионально-педагогическая компетентность - это способность учителя
превращать специальность, носителем которой он является, в средства
формирования личности учащихся с учетом ограничений и предписаний,
накладываемых на учебно-воспитательный процесс требованиями педагогической
нормы, в которой он осуществляется.
Основные показатели профессиональной
компетентности:
Ø - специально-профессиональные знания, их соответствие
объему, структуре, характеру, требованиям профессиональности на современном
уровне развития науки, техники, культуры. Конкретное содержание знаний будет
зависеть от специальности, уровень их и объем - от категории: чем выше уровень
профессионализма, тем обширнее и выше компетентность учителя, и наоборот, чем
выше уровень компетентности, тем более эффективную деятельность он может осуществлять
в своей профессиональной области;
Ø психолого-педагогические знания - это сведения из
педагогики и психологии о сущности труда учителя, об особенностях
педагогической деятельности и общения, личности учителя, о психологическом
развитии учащихся, их возрастных особенностях и др.;
Ø психолого-педагогические умения - способность
психологически грамотно осуществлять воздействие на учащихся с целью достижения
определенного педагогического результата, реализации знаний.
При этом качественная характеристика профессиональной компетентности
учителя зависит не только от количества усвоенных им знаний и умений, но и от
развитости у него эмоционально-мотивационной сферы, процессов педагогического
творчества мышления, от сформированности педагогически значимых волевых
привычек, т.е. от уровня общего психического развития.
Сложность обретения учителей профессиональной компетентности в том, что
профессиональные знания должны формироваться сразу на всех уровнях:
v теоретическом (законы, принципы и правила педагогики,
психологии, основные формы деятельности и др.);
v методическом (уровень проектирования и конструирования
учебно-воспитательного процесса);
v технологическом (уровень решения практических задач
обучения и воспитания в конкретных условиях, что требует достаточно развитого
профессионального мышления, способного отбирать, анализировать и синтезировать
приобретенные знания для достижения педагогических целей, представленных
технологической формой).
Модель профессиональной педагогической компетентности положена в основу
системы ее диагностики, которая базируется на оценках:
•
показателей результативности педагогической деятельности учителя,
•
специальной компетентности учителя по составляющим ее элементам.
Специальная компетентность учителя предполагает его знания,
осведомленность в области истории теории, методологии основной науки по
специальности и в смежных областях; прикладные знания по предмету, знание
классических и современных методов, средств, приемов, технологий
профессиональной деятельности по специальности и должности, способность их
применять, перерабатывать, конкретизировать, развивать.
|