«Использование метода проектов на уроках физической культуре» Методика проектной работы предполагает коллективную групповую работу учащихся под руководством
педагога, который выступает как консультант, в результате чего образовательный
процесс демократизируется, увеличивается ответственность каждого участника за
свою часть работы. Таким образом, решается коммуникативная педагогическая
задача: учащиеся не только выполняют совместную работу, но учатся деловому
творческому общению.
Учебный проект — организационная форма работы,
которая (в отличие от занятия или учебного мероприятия) ориентирована на
изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть
стандартного учебного курса или нескольких курсов. В школе его можно
рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую,
творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель,
согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего
результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений
самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном
пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть,
сформулировать и решить проблему.
Говоря о методе проектов, мы имеем в
виду именно способ достижения цели через детальную разработку проблемы
(технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым
практическим результатом, оформленным тем или иным образом
Метод проектов всегда предполагает
решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны,
использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой,
- необходимость интегрирования знаний, умений; применять знания из различных
областей науки, техники, технологии, творческих областей.
Учебный
проект -
это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность
учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы
деятельности, направленная на достижение общего результата по решению
какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Метод
проектной работы строится на следующих подходах:
- Интегрированный подход: позволяет эффективно
мобилизовать межпредметные связи и как следствие формировать у учащихся
положительную мотивацию к изучению литературы и информатики;
- Исследовательский подход: реализует идею «обучения
через открытие». В рамках этого подхода ученик в совместной деятельности с
другими учениками, с родителями, с учителем формирует знания и умения и
создает объекты;
- Когнитивный подход: рассматривает знания как
информационную систему;
- Коммуникативный или дискуссионный подход: предполагает,
что ученик становится на какое-то время автором, критиком какой-либо точки
зрения на определенную научную проблему. При реализации этого подхода
формируется умение высказывать свое мнение и понимать чужое, искать
позиции, объединяющие обе точки зрения, воспитывается толерантное
отношение к окружающим;
- Межгрупповой подход: способствует возникновению и
развитию коллективной познавательной деятельности;
- Индивидуальный подход: на основе вариативности заданий
способствует развитию творческой индивидуальности каждого учащегося.
Построенная таким образом учебная деятельность представляет
собой гибкую методическую систему, обеспечивающую такую духовно-практическую
деятельность педагога и ученика, при которой знания не даются в готовом виде, а
добываются учениками в совместной деятельности с учителем, родителями,
учениками.
Главная
цель проектной деятельности — разрешение проблемной ситуации, в которую вовлекаются
учащиеся. Работая над проектом, учащиеся имеют максимальную возможность для
самореализации. Проблемная ситуация создаётся с таким расчётом, что при её
решении необходимо применение различных способностей учащихся: аналитических,
художественных, музыкальных, артистических, коммуникативных, которые при
традиционном процессе обучения остаются невостребованными, и талантливого
ребёнка можно попросту "не заметить". Обязательная задача педагога при
работе над проектом — дать возможность каждому участнику ощутить собственную
значимость и необходимость в выполнении общего дела.
- Методика работы над мультимедийным проектом состоит из
четырёх этапов: постановка проблемной ситуации
и формирование группы;
- сбор и обработка материала;
- презентация проекта;
- обсуждение результатов.
Учащиеся делятся на несколько групп
в составе 4-5 человек, в каждую из них входят школьники, разные по уровню
обученности. Одним и тем же составом группа может работать от одного урока до
нескольких месяцев. Группы получают конкретные задания. Каждый ученик должен,
используя различные источники, подготовить информацию-ответ на свой вопрос.
Представители группы готовят презентацию, чтобы наглядно, эмоционально
представить свое задание на уроке, подключая выдумку и фантазию.
Безусловно, проект от создания и до
своего логического конца создается под руководством педагога, который при
необходимости помогает ученикам начать работу в группах, наблюдает за тем, как
идет сотрудничество между детьми, не вмешиваясь в ход обсуждения, в конце
оценивает работу учеников и сотрудничество в группах. Это может быть одна
"награда" на всех в виде балльных оценок, сертификата, значка
отличия. Что же дает самим учащимся обучение в сотрудничестве?
- Осознание личного участия и ответственности за успех
совместной работы.
- Осознание творческой взаимозависимости членов группы.
- Умение вести диалог, идти на компромисс, уважать мнение
других.
- Интенсивное творческое общение между учащимися.
Регулярное обсуждение всей группой промежуточных
итогов работы повышает ее эффективность. Защита проектов может быть как в форме
презентаций, так и в форме стенгазеты, иллюстраций, схем, таблиц, сценария.
Презентация проекта может быть
приурочена как к общешкольным мероприятиям и праздникам, так и являться
иллюстративным материалом обычного урока. После презентации следует
обязательное обсуждение работы с целью выявления возможных недостатков и путей
их исправления. Все участники проекта поощряются.
Таким
образом, мультимедиа начинает выступать как
средство для построения учебного процесса, а компьютер превращается в обычный
рабочий инструмент ученика, как книга или карандаш.
Мы постарались обобщить наш опыт
по созданию презентаций и представляем его в виде десяти советов, затрагивающих
как организационно-техническую, так и содержательную стороны:
- Все презентации должны быть объединены одной
коммуникативной ситуацией;
- Должен учитываться принцип одной трудности;
- Нужно равномерно распределить словесные и
иллюстративные;
- Следует выбирать единый «спокойный» фон для всех
презентаций;
- Все персонажи и объекты должны быть выполнены в одном
стиле;
- Во всех презентациях должны быть использованы
однотипные эффекты анимации;
- Каждая презентация должна иметь простую навигацию и
быть легкой в использовании;
- Во всех презентациях смена слайдов должна происходить
по щелчку мыши;
- В презентациях, направленных на отработку материала,
смена слайдов должна происходить при помощи управляющих кнопок и гиперссылок;
- Каждая грамматическая презентация должна состоять не
более чем из 12 слайдов.
Как видим, информационные технологии позволяют реализовывать
принципы дифференцированного и индивидуального подхода к обучению. На занятии
преподаватель дает возможность каждому обучаемому самостоятельно работать с
учебной информацией, что позволяет ему детально разобрать новый материал по
своей схеме. Информационные технологии можно использовать как для очного, так и
для дистанционного обучения - в нашем случае это отсутствующий на уроке ученик,
находящийся на домашнем обучении. Они дают возможность реализовывать мировые
тенденции в образовании, возможности выхода в единое мировое информационное
пространство.
Применение компьютерных технологий
позволяет повысить
уровень самообразования, мотивации учебной деятельности; дает совершенно новые
возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных
навыков, и, конечно, соответствует социальному заказу, который государство
предъявляет к школе
|