Целевая
направленность современных педагогических программ совершенно определенно
утверждает необходимость формирования физической культуры личности детей,
учащихся, , обосновывая тем самым философско-культурологический подход в
организации учебного процесса по физическому воспитанию. Но традиционно процесс физического воспитания сводился к физическому развитию, физической
подготовке, формированию физических качеств, двигательных умений и навыков
занимающихся, т.е. акцент делался на биологическом, двигательном аспекте
развития индивида. Для обозначения
целенаправленного процесса приобщения людей ко всем ценностям физической
культуры используется термин "физкультурное воспитание", а физическое
воспитание рассматривается как элемент физкультурного воспитания, связанный с
формированием и совершенствованием лишь физических качеств и двигательных
способностей. При этом учитывается, что если слово "физическое"
подразумевает акцент на двигательном, биологическом, то в термине
"физкультурное" присутствует культура, то есть воспитание через
культуру, посредством освоения ценностного потенциала физической культуры
В настоящее время специалисты ставят вопрос о необходимости существенной
перестройки системы физического воспитания детей и молодежи.
Физкультурное
воспитание преследует более широкие цели – воспитание личности через
культуру посредством освоения ценностного потенциала физической культуры. Таким
образом, физкультурное воспитание – это прежде всего педагогический процесс
формирования физической культуры личности.
Основными показателями физической культуры как свойства и характеристики отдельного
человека являются следующие:
ü забота человека о поддержании в норме усовершенствовании
своего физического состояния, различных его параметров (здоровье, телосложение,
физические качества и двигательные способности);
ü многообразие
используемых для этой цели средств, умение эффективно применять их; одобряемые
и реализуемые на практике идеалы, нормы, образцы поведения, связанные с заботой
о теле и физическом состоянии;
ü уровень знаний об организме, о физическом состоянии, о
средствах воздействия на него и методах их применения;
ü степень ориентации на заботу о своем физическом состоянии;
ü готовность
оказать помощь другим людям в их оздоровлении, физическом совершенствовании и
наличие для этого соответствующих знаний, умений и навыков .
В таком случае реализовать целевую
культурологическую направленность физкультурного
воспитания возможно при условии понимания человека в единстве его
биологических и социальных качеств.
Философским основанием физкультурного
воспитания является утверждение целостного подхода к сущности человека,
а также осознание человеком и обществом культурной ценности
физкультурно-спортивной деятельности.
Теоретическим основанием физкультурного
воспитания служат педагогические принципы его организации: гуманизация,
поливариантность и многообразие, гармонизация содержания
физкультурно-спортивной деятельности.
Основополагающим принципом физического
воспитания является единство интеллектуального, мировоззренческого и
двигательного компонентов.
Технологическим основанием физкультурного
воспитания выступают деятельностный подход, новое понимание
образовательного подхода, приоритет эмоционального аспекта
физкультурно-спортивных занятий, эффект удовольствия и успеха.
Содержание физкультурного воспитания
включает в себя три основных направления: социально-психологическое воспитание, интеллектуальное воспитание и
двигательное воспитание (телесное воспитание).
Сущность
социально-психологического воспитания сводится к процессу формирования
жизненной философии, убежденности, потребностно-деятельностного отношения к
освоению ценностей физической культуры. Положительный эффект
социально-психологического воспитания будет достигнут, если личностные ценности
физической культуры будут прочувствованы человеком, поняты и осознаны как
жизненно важные и необходимые, а ценностные ориентации будут подкрепляться
активной физкультурно-спортивной деятельностью.
Содержание интеллектуального
воспитания предполагает возможность формирования у человека комплекса
теоретических знаний, охватывающих широкий спектр философских, медицинских и
других аспектов, тесно связанных с физкультурным знанием.
Специфическая часть физкультурного воспитания содержит решение двигательных задач: формирование физических качеств,
умений и навыков управления движениями, а также возможностей рационального
использования физического потенциала.
Инновационный подход к формированию физической культуры общества и
личности требует кардинальных изменений в организационных структурах учебных
заведений, более высокой профессиональной подготовки учителей, обновления
методической документации (учебных планов, программ, пособий), обеспечивающих
процесс нововведений.
В настоящее время основное
внимание уделяется применению указанных выше теоретических концепций и подходов
для разработки конкретной технологии и методики формирования здорового образа
жизни и физической культуры различных групп населения.
«Реализация трех
содержательных компонентов физкультурного воспитания в целостном
образовательном пространстве общеобразовательного учреждения
(социально-психологического, интеллектуального и двигательного)»
В настоящее время специалисты
ставят вопрос о необходимости существенной перестройки системы физического
воспитания детей и молодежи.
Вся рассматриваемая система в первую очередь должна быть перестроена на основе принципов
гуманистической педагогики и психологии. Важнейшими из этих принципов
являются:
ü
усиление внимания к личности каждого человека
как к высшей социальной ценности;
ü превращение ученика из объекта
социально-педагогического воздействия педагога в субъекта активной творческой
деятельности на основе развития внутренних мотивов к самосовершенствованию и
самоопределению; демократизация в отношениях преподавателя и учеников;
ü
формирование у человека мотивации
разностороннего и гармоничного развития и т.п.
К числу перспективных направлений в
совершенствовании организации физического воспитания детей и молодежи относят
переориентацию на возможно более полный учет индивидуальных морфофункциональных
и психологических особенностей человека в процессе его физического воспитания,
на обязательное соответствие содержания физической активности ритмам
возрастного развития человека и фундаментальным закономерностям
целенаправленного преобразования его физического потенциала. Предусматривается
свобода выбора форм и интенсивности занятий, содействующих физическому
совершенствованию и укреплению здоровья. Важное значение придается также
существенной переориентации целей и задач физического воспитания. В первую
очередь речь идет о переходе от системы, которая ориентирована на формирование
лишь определенных физических качеств, жизненно необходимых двигательных умений
и навыков, к системе, дающей человеку глубокие знания о своем организме,
средствах целенаправленного воздействия на физическое состояние, сохранение и
укрепление здоровья, а также формирующей у него потребность в здоровом образе
жизни и физическом совершенствовании, в активных занятиях физическими
упражнениями и спортом. Другими словами, в качестве главной ставится задача
формирования здорового образа жизни и физической культуры .
При конкретизации этой задачи важное значение имеет охарактеризованная выше
теоретическая концепция.
Во-первых, она позволяет уточнить основные показатели и компоненты здорового
образа жизни и физической культуры личности. Таковыми являются:
- отношение личности к
своему телу как к ценности;
- характер этого
отношения (только декларативное или также и реальное отношение,
предполагающее сознательную, целенаправленную деятельность с целью
поддержания в норме и совершенствования своего физического состояния,
различных его параметров: здоровья, телосложения, физических качеств и
двигательных способностей;
- многообразие используемых
для этой цели средств; умение эффективно применять их; уровень знаний об
организме, о физическом состоянии, о средствах воздействия на него и
методике их применения;
- какие ценности
личность связывает с телом, одобряемые и реализуемые ею на практике идеалы,
нормы, образцы поведения, связанные с заботой о физическом состоянии;
- степень ориентации
на эту заботу; стремление оказать помощь другим людям в их оздоровлении,
физическом совершенствовании и наличие для этого соответствующих знаний,
умений, навыков, ценностных ориентации и т.д.
Во-вторых, в соответствии с указанной концепцией важно избежать односторонности
при формировании и совершенствовании физической культуры личности. Это
предполагает соблюдение двух условий:
- формирование и
совершенствование как минимум трех компонентов физической культуры: двигательной
культуры (культуры движений), культуры здоровья и культуры
телосложения;
- применительно к
каждому из этих элементов физической культуры и к ней в целом формирование
и совершенствование не только знаний, но и интересов, потребностей,
ценностных ориентации, а кроме того умений, навыков,
проявляемых человеком в соответствующем поведении, образе (стиле) жизни.
В-третьих, в этой концепции особое внимание обращается на формирование у детей
и молодежи гуманистически ориентированной физической культуры.
В-четвертых, она предусматривает рассмотрение физического воспитания как
элемента более широкой системы воспитания, включающей в себя эстетическое,
нравственное, экологическое и другие компоненты формирования гармонично
развитой личности.
Такова краткая характеристика подхода
авторов данной статьи к обсуждаемой концепции. Возникает, однако, вопрос о
понятийном аппарате: можно ли сохранить понятие "физическое
воспитание" для характеристики этой деятельности или требуется какое-то
другое понятие. При ответе на этот вопрос важно выбрать правильную методологию
и прежде всего четко различать, не смешивать содержательный и терминологический
аспекты определения понятий.
Главное - данная выше содержательная
характеристика указанной педагогической деятельности. Что касается терминологической
стороны дела (которой, к сожалению, иногда уделяют основное внимание, хотя она
имеет второстепенное значение), то здесь возможны различные варианты. В
частности, для обозначения педагогической деятельности в целом можно
использовать традиционный термин "физическое воспитание", придав
ему новое значение, соответствующее указанной концепции, т.е. понимая под
физическим воспитанием формирование и совершенствование всех указанных выше
компонентов физической культуры. В рамках столь широко трактуемого физического
воспитания выделяются три блока, один из которых связан с формированием
соответствующих знаний, второй - мотивации (интересов, потребностей, ценностных
ориентации) и третий - умений и навыков, проявляемых в определенном поведении,
образе (стиле) жизни.
Другой вариант состоит в
том, что для обозначения целенаправленного процесса приобщения людей ко всем
ценностям физической культуры используется термин "физкультурное
воспитание", а физическое воспитание рассматривается как элемент
физкультурного воспитания, связанный с формированием и совершенствованием лишь
физических качеств и двигательных способностей. При этом учитывается, что если
слово "физическое" подразумевает акцент на двигательном,
биологическом, то в термине "физкультурное" присутствует культура, то
есть воспитание через культуру, посредством освоения ценностного потенциала
физической культуры. В рамках такого подхода в содержании физкультурного воспитания
выделяются три основных компонента: социально-психологическое, интеллектуальное
и двигательное (физическое) воспитание.
Сущность
социально-психологическоаго воспитания сводится к процессу формирования
жизненной философии, убежденности, потребностно-де-ятельностного отношения к
освоению ценностей физической культуры. Положительный эффект
социально-психологического воспитания будет достигнут, если личностные ценности
физической культуры будут прочувствованы человеком, поняты и осознаны как жизненно
важные и необходимые, а ценностные ориентации будут подкрепляться активной
физкультурно-спортивной деятельностью.
Содержание интеллектуального воспитания
предполагает возможность формирования у человека комплекса теоретических
знаний, охватывающих широкий спектр философских, медицинских и других аспектов,
тесно связанных с физкультурным знанием.
В задачи физкультурного воспитания
входит решение и двигательных задач: формирование физических качеств, умений и
навыков управления движениями, а также возможностей рационального использования
физического потенциала.
Разногласия в рамках двух указанных
подходов касаются лишь используемых терминов и не затрагивают сути дела,
содержательной трактовки указанной деятельности. И в первом и во втором
варианте она рассматривается как педагогический процесс формирования здорового
образа жизни и физической культуры личности, усвоения ею помимо ценностей
двигательного характера широкого потенциала культурологических ценностей -
интеллектуальных, интен-ционных, валеологических и др.
Изложенный выше инновационный подход
к формированию физической культуры общества и личности требует кардинальных
изменений в организационных структурах учебных заведений, более высокой
профессиональной подготовки учителей, обновления методической документации
(учебных планов, программ, пособий), обеспечивающих процесс нововведений.
В настоящее время основное внимание
уделяется применению указанных выше теоретических концепций и подходов для
разработки конкретной технологии и методики формирования здорового образа жизни
и физической культуры различных групп населения.
|