Суббота, 01.02.2025, 11:55
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Леонтьевой Ирины Викторовны

Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Выступление на методическом объединении "Физкультурное воспитание"
09.11.2012, 21:24


    Целевая направленность современных педагогических программ совершенно определенно утверждает необходимость формирования физической культуры личности детей, учащихся, , обосновывая тем самым философско-культурологический подход в организации учебного процесса по физическому воспитанию. Но традиционно процесс физического воспитания сводился к физическому развитию, физической подготовке, формированию физических качеств, двигательных умений и навыков занимающихся, т.е. акцент делался на биологическом, двигательном аспекте развития индивида. Для обозначения целенаправленного процесса приобщения людей ко всем ценностям физической культуры используется термин "физкультурное воспитание", а физическое воспитание рассматривается как элемент физкультурного воспитания, связанный с формированием и совершенствованием лишь физических качеств и двигательных способностей. При этом учитывается, что если слово "физическое" подразумевает акцент на двигательном, биологическом, то в термине "физкультурное" присутствует культура, то есть воспитание через культуру, посредством освоения ценностного потенциала физической культуры

В настоящее время  специалисты ставят вопрос о необходимости существенной перестройки системы физического воспитания детей и молодежи.
     Физкультурное воспитание преследует более широкие цели – воспитание личности через культуру посредством освоения ценностного потенциала физической культуры. Таким образом, физкультурное воспитание – это прежде всего педагогический процесс формирования физической культуры личности.

Основными показателями физической культуры как свойства и характеристики отдельного человека являются следующие:

ü  забота человека о поддержании в норме усовершенствовании своего физического состояния, различных его параметров (здоровье, телосложение, физические качества и двигательные способности);

ü   многообразие используемых для этой цели средств, умение эффективно применять их; одобряемые и реализуемые на практике идеалы, нормы, образцы поведения, связанные с заботой о теле и физическом состоянии;

ü  уровень знаний об организме, о физическом состоянии, о средствах воздействия на него и методах их применения;

ü  степень ориентации на заботу о своем физическом состоянии;

ü   готовность оказать помощь другим людям в их оздоровлении, физическом совершенствовании и наличие для этого соответствующих знаний, умений и навыков .

В таком случае реализовать целевую культурологическую направленность физкультурного воспитания возможно при условии понимания человека в единстве его биологических и социальных качеств.

       Философским основанием физкультурного воспитания является утверждение целостного подхода к сущности человека, а также осознание человеком и обществом культурной ценности физкультурно-спортивной деятельности.

       Теоретическим основанием физкультурного воспитания служат педагогические принципы его организации: гуманизация, поливариантность и многообразие, гармонизация содержания физкультурно-спортивной деятельности.

      Основополагающим принципом физического воспитания является единство интеллектуального, мировоззренческого и двигательного компонентов.

       Технологическим основанием физкультурного воспитания выступают деятельностный подход, новое понимание образовательного подхода, приоритет эмоционального аспекта физкультурно-спортивных занятий, эффект удовольствия и успеха.    

Содержание физкультурного воспитания включает в себя три основных направления: социально-психологическое воспитание, интеллектуальное воспитание и двигательное воспитание (телесное воспитание).

        Сущность социально-психологического воспитания сводится к процессу формирования жизненной философии, убежденности, потребностно-деятельностного отношения к освоению ценностей физической культуры. Положительный эффект социально-психологического воспитания будет достигнут, если личностные ценности физической культуры будут прочувствованы человеком, поняты и осознаны как жизненно важные и необходимые, а ценностные ориентации будут подкрепляться активной физкультурно-спортивной деятельностью.

      Содержание интеллектуального воспитания предполагает возможность формирования у человека комплекса теоретических знаний, охватывающих широкий спектр философских, медицинских и других аспектов, тесно связанных с физкультурным знанием.

       Специфическая часть физкультурного воспитания содержит решение двигательных задач: формирование физических качеств, умений и навыков управления движениями, а также возможностей рационального использования физического потенциала.

      Инновационный подход к формированию физической культуры общества и личности требует кардинальных изменений в организационных структурах учебных заведений, более высокой профессиональной подготовки учителей, обновления методической документации (учебных планов, программ, пособий), обеспечивающих процесс нововведений.
       В настоящее время основное внимание уделяется применению указанных выше теоретических концепций и подходов для разработки конкретной технологии и методики формирования здорового образа жизни и физической культуры различных групп населения.

 

 

 

 

                      

«Реализация  трех содержательных компонентов физкультурного воспитания в целостном образовательном пространстве общеобразовательного учреждения (социально-психологического, интеллектуального и двигательного)»

  В настоящее время специалисты ставят вопрос о необходимости существенной перестройки системы физического воспитания детей и молодежи.
Вся рассматриваемая система в первую очередь должна быть перестроена на основе принципов гуманистической педагогики и психологии. Важнейшими из этих принципов являются:

ü  усиление внимания к личности каждого человека как к высшей социальной ценности;

ü   превращение ученика из объекта социально-педагогического воздействия педагога в субъекта активной творческой деятельности на основе развития внутренних мотивов к самосовершенствованию и самоопределению; демократизация в отношениях преподавателя и учеников;

ü   формирование у человека мотивации разностороннего и гармоничного развития и т.п.

К числу перспективных направлений в совершенствовании организации физического воспитания детей и молодежи относят переориентацию на возможно более полный учет индивидуальных морфофункциональных и психологических особенностей человека в процессе его физического воспитания, на обязательное соответствие содержания физической активности ритмам возрастного развития человека и фундаментальным закономерностям целенаправленного преобразования его физического потенциала. Предусматривается свобода выбора форм и интенсивности занятий, содействующих физическому совершенствованию и укреплению здоровья. Важное значение придается также существенной переориентации целей и задач физического воспитания. В первую очередь речь идет о переходе от системы, которая ориентирована на формирование лишь определенных физических качеств, жизненно необходимых двигательных умений и навыков, к системе, дающей человеку глубокие знания о своем организме, средствах целенаправленного воздействия на физическое состояние, сохранение и укрепление здоровья, а также формирующей у него потребность в здоровом образе жизни и физическом совершенствовании, в активных занятиях физическими упражнениями и спортом. Другими словами, в качестве главной ставится задача формирования здорового образа жизни и физической культуры .
При конкретизации этой задачи важное значение имеет охарактеризованная выше теоретическая концепция.
Во-первых, она позволяет уточнить основные показатели и компоненты здорового образа жизни и физической культуры личности. Таковыми являются:

  • отношение личности к своему телу как к ценности;
  • характер этого отношения (только декларативное или также и реальное отношение, предполагающее сознательную, целенаправленную деятельность с целью поддержания в норме и совершенствования своего физического состояния, различных его параметров: здоровья, телосложения, физических качеств и двигательных способностей;
  • многообразие используемых для этой цели средств; умение эффективно применять их; уровень знаний об организме, о физическом состоянии, о средствах воздействия на него и методике их применения;
  • какие ценности личность связывает с телом, одобряемые и реализуемые ею на практике идеалы, нормы, образцы поведения, связанные с заботой о физическом состоянии;
  • степень ориентации на эту заботу; стремление оказать помощь другим людям в их оздоровлении, физическом совершенствовании и наличие для этого соответствующих знаний, умений, навыков, ценностных ориентации и т.д.


Во-вторых, в соответствии с указанной концепцией важно избежать односторонности при формировании и совершенствовании физической культуры личности. Это предполагает соблюдение двух условий:

  1. формирование и совершенствование как минимум трех компонентов физической культуры: двигательной культуры (культуры движений), культуры здоровья и культуры телосложения;
  2. применительно к каждому из этих элементов физической культуры и к ней в целом формирование и совершенствование не только знаний, но и интересов, потребностей, ценностных ориентации, а кроме того умений, навыков, проявляемых человеком в соответствующем поведении, образе (стиле) жизни.


В-третьих, в этой концепции особое внимание обращается на формирование у детей и молодежи гуманистически ориентированной физической культуры.
В-четвертых, она предусматривает рассмотрение физического воспитания как элемента более широкой системы воспитания, включающей в себя эстетическое, нравственное, экологическое и другие компоненты формирования гармонично развитой личности.
    Такова краткая характеристика подхода авторов данной статьи к обсуждаемой концепции. Возникает, однако, вопрос о понятийном аппарате: можно ли сохранить понятие "физическое воспитание" для характеристики этой деятельности или требуется какое-то другое понятие. При ответе на этот вопрос важно выбрать правильную методологию и прежде всего четко различать, не смешивать содержательный и терминологический аспекты определения понятий.
     Главное - данная выше содержательная характеристика указанной педагогической деятельности. Что касается терминологической стороны дела (которой, к сожалению, иногда уделяют основное внимание, хотя она имеет второстепенное значение), то здесь возможны различные варианты. В частности, для обозначения педагогической деятельности в целом можно использовать традиционный термин "физическое воспитание", придав ему новое значение, соответствующее указанной концепции, т.е. понимая под физическим воспитанием формирование и совершенствование всех указанных выше компонентов физической культуры. В рамках столь широко трактуемого физического воспитания выделяются три блока, один из которых связан с формированием соответствующих знаний, второй - мотивации (интересов, потребностей, ценностных ориентации) и третий - умений и навыков, проявляемых в определенном поведении, образе (стиле) жизни.

       Другой вариант состоит в том, что для обозначения целенаправленного процесса приобщения людей ко всем ценностям физической культуры используется термин "физкультурное воспитание", а физическое воспитание рассматривается как элемент физкультурного воспитания, связанный с формированием и совершенствованием лишь физических качеств и двигательных способностей. При этом учитывается, что если слово "физическое" подразумевает акцент на двигательном, биологическом, то в термине "физкультурное" присутствует культура, то есть воспитание через культуру, посредством освоения ценностного потенциала физической культуры. В рамках такого подхода в содержании физкультурного воспитания выделяются три основных компонента: социально-психологическое, интеллектуальное и двигательное (физическое) воспитание.

        Сущность социально-психологическоаго воспитания сводится к процессу формирования жизненной философии, убежденности, потребностно-де-ятельностного отношения к освоению ценностей физической культуры. Положительный эффект социально-психологического воспитания будет достигнут, если личностные ценности физической культуры будут прочувствованы человеком, поняты и осознаны как жизненно важные и необходимые, а ценностные ориентации будут подкрепляться активной физкультурно-спортивной деятельностью.

        Содержание интеллектуального воспитания предполагает возможность формирования у человека комплекса теоретических знаний, охватывающих широкий спектр философских, медицинских и других аспектов, тесно связанных с физкультурным знанием.

        В задачи физкультурного воспитания входит решение и двигательных задач: формирование физических качеств, умений и навыков управления движениями, а также возможностей рационального использования физического потенциала.
    Разногласия в рамках двух указанных подходов касаются лишь используемых терминов и не затрагивают сути дела, содержательной трактовки указанной деятельности. И в первом и во втором варианте она рассматривается как педагогический процесс формирования здорового образа жизни и физической культуры личности, усвоения ею помимо ценностей двигательного характера широкого потенциала культурологических ценностей - интеллектуальных, интен-ционных, валеологических и др.
     Изложенный выше инновационный подход к формированию физической культуры общества и личности требует кардинальных изменений в организационных структурах учебных заведений, более высокой профессиональной подготовки учителей, обновления методической документации (учебных планов, программ, пособий), обеспечивающих процесс нововведений.
    В настоящее время основное внимание уделяется применению указанных выше теоретических концепций и подходов для разработки конкретной технологии и методики формирования здорового образа жизни и физической культуры различных групп населения.

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: ромашка
Просмотров: 542 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2025
Конструктор сайтов - uCoz