Суббота, 01.02.2025, 11:56
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Леонтьевой Ирины Викторовны

Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Выступление на ШМО
31.01.2013, 21:29

Требования  к  уроку  физической культуры

              Наиболее общие требования к эффективному проведению уроков предъявляют дидактические принципы обучения. На уроках должна быть обеспечена активность и сознательность усвоения школьниками учебного материала, в процессе уроков следует оптимально сочетать словесные, наглядные и практические, репродуктивные и нестандартные методы обучения. Обучение должно обеспечить прочность усвоения изучаемого, единство обучения, воспитания и развития школьников.

   Исходя из этого, каждый учитель физической культуры должен намечать на уроке задачи образовательного, воспитательного и развивающего характера.

  Важным требованием к современному уроку является оптимальный отбор методов, средств и форм организации обучения. Педагогикой убедительно доказано, что нет и не, может быть универсального метода обучения. Каждый метод, каждое средство и форма обучения более успешно решают одни задачи, менее успешно другие и мало способствуют решению третьих задач. Поэтому было бы опрометчиво считать одни методы важными, современными, а другие (например, словесные, наглядные) , устаревшими.

   Речь идёт о том, что на современном этапе развития дидактики созданы реальные возможности для того, чтобы учитель овладел процедурой выбора оптимальных сочетаний методов, средств и форм обучения. Речь идёт фактически о том, чтобы сами учителя научились проблемно подходить к своей методической работе, не просто применять стандартные указания, но и применять нетрадиционные формы в своей работе.

            Современный урок должен характеризоваться высоким уровнем развивающего обучения, глубокой отработкой знаний, умений и навыков, их систематическим повторением, закреплением, углублением. Но при этом необходим творческий подход к структуре урока.

    Творческий и нестандартный подход к структуре урока должен быть нацелен на повышение образовательной роли урока, на устранение гиперболизации роли контроля в обучении, которая приводит к поверхностной отработке новых умений и навыков.

    На современном уроке следует поднять на более высокий уровень, дифференцированный подход к ученикам в процессе обучения, поэтому при планировании современного урока важно намечать дифференцированные упражнения для учащихся, проявляющих разные особенности физического развития.

     Современный урок отличается более высокими требованиями к условиям, в которых он протекает, причём ко всему комплексу этих условий  учебно-материальным, гигиеническим, эстетическим и морально-психологическим.

Нестандартные формы обучения могут потребовать нестандартное оборудование, что значительно повышает интерес школьников к физкультурным занятиям.

   При проведении нетрадиционных форм обучения на уроках физкультуры возникает необходимость и несколько иного подхода к контролю за учебным процессом. При контроле надо стремиться выяснить, насколько комплексно учитель планировал задачи обучения, воспитания и развития школьников, как ему удалось спланировать и применять дифференцированный подход к ученикам.

      Однако, выделяя главное в своей работе, надо обязательно стремительному соблюдению на практике всей совокупности дидактических требований, обеспечивающих на научной основе оптимизацию учебно-воспитательного процесса.

Сюжетно – ролевые уроки

  В методике физического воспитания для начальной школы разработано множество средств, с помощью которых достигается гармоничное развитие детского организма. Даны игры и упражнения, которые развивают ловкость и выносливость, смелость и быстроту, умения контролировать свои действия. Однако танцевально-ритмическим элементам, элементам художественной гимнастики и пластики пока не уделяется должного внимания. Сочетая сложные физические упражнения с танцами, сюжетно-ролевой игрой на одном уроке, можно добиться высоких результатов и устойчивого интереса к занятиям физкультурой. Все эти элементы могут составить сюжетный урок, который, как правило, является итогом пройденного материала в течение четверти. Такой урок-праздник для детей. Одна из задач сюжетно - ролевого урока - познание нового и совершенствование пройденного. Но кроме образовательных и познавательных задач ставятся и решаются нравственно-эстетические задачи, стремясь, добиться от ребят уважительного отношения друг к другу, проявления таких качеств, как взаимовыручка, солидарность в выполнении предлагаемых заданий.

   На своих сюжетных уроках используются материалы устного народного творчества, краеведческий материал, показывают слайды и фильмы. Для повышения рабочей активности детей, их настроения часто применяют музыкальное сопровождение, для чего используют народную, классическую и современную музыку.

      Необычность сюжетных уроков - импровизация и танцы. Какой бы сложности ни был учебный материал танец - неотъемлемая часть урока. В танцах используют различные виды движений: художественной гимнастики, ритмики, пластики, элементы театрализации. Ребята охотно танцуют. Через

танец происходят знакомство с русской культурой и культурой других народов и стран. Танцы оказывают положительное влияние эстетических чувств детей, воспитывают организованность и дисциплинированность, делают сюжетный урок содержательным и законченным.

     Сюжетный урок-это спектакль, а дети на нём - артисты. Задача учителя - раскрыть творческий и физический потенциал детей, дать каждому ребёнку возможность проявить себя и порадоваться за себя и других.

Сюжетно-ролевые уроки представляют собой особую организацию урока физической культуры, в котором поставленные учебные задачи решаются в творческой, игровой форме с использованием ранее задуманного сюжета в совокупности с выполнением различных ролей. С одной стороны, сюжетно-ролевые уроки дарят детям сиюминутную радость, с другой стороны, эти уроки должны быть направлены в будущее, должны моделировать какие-либо сказочные или жизненные ситуации.

     Примерами сюжетно-ролевых уроков могут служить игра «Зов джунглей» «В спортландии с Хоттабычем»

Сюжетно-ролевые уроки могут состоять из конкурсных программ, типа: «Семеро смелых», «Самый-самый», «Вперёд к олимпийской медали».

Сюжетно-ролевые уроки способствуют не только физическому и нравственному совершенствованию детей, но и развивают их творчество. Такие уроки создают положительную мотивацию у детей и эмоциональный настрой. Они также могут быть представлены в качестве спортивно-музыкальных театрализованных представлений по определённой теме, где осуществляется и интеллектуальное, и физическое, и этическое развитие детей.

На сюжетно-ролевых уроках дети одновременно ощущают совместную радость познание, творчества, спортивных достижений, красоты.

 

Народные игры.

   У каждого народа есть свои, национальные игры, которые в процессе развития общества претерпели изменения, обогатились новым содержанием, потеряли свою изначальную специфичность. Поэтому во многих современных играх присутствуют элементы народной игры.

    Игра - важнейшая сфера жизнедеятельности ребёнка. Одно из основных преимуществ игровой деятельности состоит в том, что в игру ребёнок всегда вступает добровольно. Заставить играть нельзя. А вот для педагога самое главное дать детям возможность раскрыть себя, реализовать свои силы, проявить самостоятельность в действиях и поступках, познать преимущества совместной деятельности. В игре развиваются ловкость, сила, выносливость, скоростные, качества, происходит оздоровление ребёнка.

   На уроках физкультуры применяются прежде всего детские игры, такие, например, как лапта, городки, чижик, 12 палочек, салки, ручеёк, прятки, футбол (с различным количеством игроков), бег наперегонки, флажки, Иголка и нитка», «Узелок», Кошки и мышки», Третий лишний», «Жмурки» и др. ,борьба на снегу, взятие высоты(«Царь горы»), катание на санках, катание с горки «паровозиком».

       Участвуя в этих играх (особенно командных), дети более тесно общаются, лучше узнают друг друга. Вырабатывая свои правила игры, подчиняясь им, они становятся дисциплинированные, переживают радость от достигнутого результата в коллективе, отмечают наиболее отличившихся, порицают трусость, вместе переживают неудачу товарища.

     Для педагога очень важно выделить среди ребят прирождённых лидеров.

С помощью народных игр дети привлекаются и к общественно-полезному труду. Ведь и места для проведения игр, и необходимый инвентарь школьники готовят сами.

Изучая правила игры, приобретают инструкторские навыки

При использовании народных игр на уроках физкультуре в школе у детей вырастает сплочённость в классном коллективе, улучшаются взаимоотношения, укрепляются дружеские связи.

Урок-праздник.

Уроки-праздники проводятся в качестве нетрадиционных форм работы, в основном, в начальной школе.

Они могут проводиться во II-IV классах в конце каждой учебной четверти.

В уроках-праздниках принимают участие все классы параллели.

 Для примера приводим программу урока-праздника для второклассников после окончания I четверти.

     Спортивный зал красочно оформлен.

Звучит музыка. Все классы входят в зал, ребята садятся на скамейки. Музыка замолкает, учитель говорит: «Шагайте дружно, сильные и смелые, расправьте шире плечи загорелые. Ребята! Подтянись, за новые рекорды борись!»

Сообщается программа урока-праздника. Оглашается состав жюри, в которое входят старшеклассники и учащиеся, посещающие ДЮСШ.

Ведущая: «Не бойтесь, люди, дождя и стужи! По чаще посещайте стадион. Кто с детских лет со спортом крепко дружит, всегда здоров, красив и ловок и силён.

       Капитаны команд каждого класса определяют очерёдность выполнения заданий урока-праздника.

 Потом следует показательный номер - восточные единоборства (учащиеся III класса).

   Затем второклассники  под руководством инструктора выполняют упражнения ритмической гимнастики под музыкальное сопровождение.

 Далее идёт второй показательный номер - упражнений с булавами.

Основное действие праздника - эстафета с элементами баскетбола.

Ведение малого баскетбольного мяча до стоек и назад.

Переноска трёх мячей (баскетбольного, волейбольного, малого набивного).

Прыжки через скакалку (по 10 прыжков).

4.«Кенгуру»- прыжки на обеих ногах до стойки.

5.Ведения мяча до нестандартного баскетбольного щита выполнение броска в корзину и возвращение к месту старта.

Ведущая: «Да здравствуют сетки, мячи и ракетки, зелёное поле и солнечный свет! Да здравствует отдых, борьба и походы, да здравствует радость спортивных побед!

Жюри подводит итоги соревнований между классами. Награждение победителей.

            Дети очень любят уроки-праздники и всегда с удовольствием участвуют в них.

 

Формы организации образовательного процесса в начальной школе характеризуются разнообразными уроками физической культуры, физкультурно-оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня и самостоятельными занятиями физическими упражнениями.

Для более качественного освоения предметного содержания настоящей учебной программы рекомендуется уроки физической культуры подразделять на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью.

На уроках с образовательно-познавательной направленностью учащихся знакомят с учебными знаниями, способами и правилами организации самостоятельных форм занятий, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий, с использованием ранее разученного учебного материала. При освоении знаний и способов деятельности целесообразно использовать учебники по физической культуре, особенно в той их части, которая касается особенностей выполнения самостоятельных заданий или самостоятельного закрепления разучиваемых физических упражнений.

Уроки с образовательно-познавательной направленностью характеризуются следующими особенностями:

- продолжительность подготовительной части уроков небольшая (до 5-6 мин) и может включать в себя как ранее разученные «тематические» комплексы упражнений (например, на гибкость, координацию, осанку), так и упражнения общеразвивающего характера, содействующие повышению работоспособности, активности процессов внимания, памяти и мышления. Главное, чтобы используемые упражнения не характеризовались значительными физическими нагрузками, приводящими к утомлению, не вызывали ярко выраженных эмоциональных напряжений;

 - в основной части урока необходимо выделять образовательный и двигательный компоненты. Образовательный компонент основной части урока включает в себя учебные знания и способы физкультурной деятельности и в зависимости от объема учебного материала его продолжительность может составлять от 3-4 мин до 10-12 минут. В свою очередь, двигательный компонент – представлен обучением двигательным действиям и развитием физических качеств, и его продолжительность будет зависеть от того, сколько времени потребуется на решение задач, запланированных в образовательном компоненте. При разработке содержания двигательного компонента необходимо включить обязательную разминку, которая по своему характера должна соотносится с поставленными педагогическими задачами;

- продолжительность заключительной части урока будет зависеть от суммарной величины физической нагрузки, выполненной школьниками в его основной части.

Уроки с образовательно-предметной направленностью используются по преимуществу для обучения учащихся практическому материалу разделов гимнастики, легкой атлетики, подвижных игр, лыжной подготовки и плавания. На этих уроках, учащиеся также осваивают учебные знания, но только те из них, которые касаются предмета обучения (например, название упражнений или описание техники их выполнения и т.п.). Отличительными особенностями в построении и планировании этих уроков являются:

- планирование задач обучения осуществляется в логике поэтапного формирования двигательного навыка: этап начального обучения; этап углубленного разучивания и закрепления; и этап совершенствования;

- планирование физических упражнений согласовывается с задачами обучения, а динамика их нагрузки – с закономерностями постепенного развития утомления, возникающего в процессе их выполнения. В начале основной части урока, в зависимости от задач обучения могут включаться упражнения на развитие гибкости, координации и быстроты, не связанные со значительными энерготратами и не приводящие к интенсивному и относительно глубокому утомлению. Затем, постепенно вводятся упражнения на развитие силы и выносливости, характеризующиеся значительными энерготратами и «вводящими» организм в определенные стадии относительно глубокого утомления.

Уроки с образовательно-тренировочной направленностью используются для преимущественного развития физических качеств и решение соответствующих задач на этих уроках, осуществляется в рамках относительно жесткой регламентации динамики физической нагрузки от начала к окончанию их основной части. Помимо целенаправленного развития физических качеств, на уроках с образовательно-тренировочной направленностью у школьников необходимо формировать представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма. Также на этих уроках обучают способам регулирования физической нагрузки и способам контроля за ее величиной (в начальной школе - по показателям частоты сердечных сокращений). Отличительными особенностями этих уроков будут являться:

- обеспечение постепенного нарастания величины физической нагрузки задается определенной последовательностью в планировании физических упражнений, имеющих разные характеристики по энерготратам;

- от начала к окончанию основной части урока конструкция включения физических упражнений сохраняет определенное постоянство: на развитие быстроты - силы – выносливости;

- по сравнению с другими типами уроков физической культуры, заключительная часть более продолжительная, поскольку должна быть достаточной, чтобы обеспечить восстановление организма после выполнения школьниками значительных физических нагрузок.

        В целом, каждый из типов уроков физической культуры носит образовательную направленность и по возможности включает школьников в выполнение самостоятельных заданий. Приобретаемые таким образом знания, умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных форм занятий физическими упражнениями: утренней зарядке и гигиенической гимнастике до уроков, физкультминутках и подвижных играх на учебных переменах и во время прогулок, дополнительных занятиях по типу спортивного часа. При этом, развивая самостоятельность, необходимо ориентировать учащихся на использование учебного материала, не только освоенного ими на уроках физической культуры или уроках по другим учебным предметам, но и изложенного в учебниках по физической культуре. Повышая, таким образом, самостоятельность и познавательную активность учащихся, достигается усиление направленности педагогического процесса на формирование их интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями, приучение к систематической работе со своим телом и своим здоровьем.

 

 

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: ромашка
Просмотров: 763 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2025
Конструктор сайтов - uCoz