«Здоровьесберегающие технологии в работе со старшеклассниками» В
настоящее время основной тенденцией развития системы образования России
является гуманизация. Гуманистическая модель образования предполагает личностно
ориентированное обучение, при этом педагогический процесс направлен на ученика
как на личность, с признанием его права на свободное развитие, на проявление
своих способностей. В связи с этим воспитание как первостепенный приоритет в
образовании становится органичной составляющей педагогической деятельности,
интегрированной в общий процесс обучения и развития. Ведь именно в школе
реализуется целостное гармоническое развитие личности учащегося, т.е. формирование
человека высоконравственного, образованного, духовно богатого, физически
развитого, способного к самообразованию, творчеству.
На современном этапе развития общества
четко просматривается тенденция пересмотра человеческих ценностей, из которых
на первый план выходит одна из самых актуальных и важнейших ценностей человека
– его личное здоровье. Сейчас в России реализуется приоритетный национальный
проект в сфере здравоохранения, основной целью которого является укрепление
здоровья населения России, снижение уровня заболеваемости, инвалидности,
смертности.
Понятие здоровья включает не только
отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и
состояние полного социального, физического и психического благополучия. Конечным
результатом в политике любого государства является здоровье нации, именно
здоровье выступает как мера качества жизни. Здоровье детей и подростков
является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны
(экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик
национальной безопасности. Глобальность проблемы здоровья определила выделение
в качестве самостоятельной области научных знаний валеологии – науки о
здоровье, которая изучает правила гигиены, здорового образа жизни, основы
экологической грамотности.
Здоровье - это первая и важнейшая
потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая
гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию
окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь -
это важное слагаемое человеческого фактора.
Поэтому создание программ, направленных на укрепление здоровья обучающихся,
составленных с учетом их возрастных, психофизиологических, психологических особенностей
и в соответствии с физиолого-гигиеническими нормативами, является задачей
государственной важности.
Современные подходы к построению эффективных профилактических программ
утверждают необходимость не только давать учащимся информацию о поведенческих
рисках, опасных для здоровья, но формировать навыки здорового жизненного стиля.
Исходя
из вышеизложенного, программы по обучению школьников здоровому образу жизни
должны быть, направлены на:
- улучшение их собственного физического и психического состояния;
- отказ в образе жизни от поведения, наносящего вред как своему здоровью, гак и
здоровью окружающих;
- сформировать нетерпимое отношение к ухудшению условий окружающей среды,
наносящих ущерб здоровью;
- сознательное участие будущих граждан нашего общества в охране здоровья и в
формировании среды, способствующей здоровью, особенно условий труда и быта;
- адекватное поведение в случае болезни, особенно хронической, направленной на
выздоровление.
Становится
ясным, что без целенаправленной работы с подструктурой субъективного отношения
к здоровью, все усилия педагогов по формированию у школьников представлений о
здоровом образе жизни, а также обучению необходимым стратегиям и технологиям
поведения - могут оказаться мало эффективными.
В настоящее время решение проблемы сохранения и развития здоровья детей в
системе образования становится актуальным не только для родителей, но и для
педагогического коллектива образовательного учреждения. Данные многочисленных
научных исследований и официальной статистики свидетельствуют о неблагополучной
динамике основных показателей здоровья детей. На эту динамику оказывают влияние
множество факторов: экологическое состояние окружающей среды, образ жизни,
качество питания, качество оказания медицинских услуг и, конечно, отсутствие
системы сохранения и развития здоровья учащихся, что делает заметным
неблагоприятное влияние воспитательно-образовательного процесса. Возможно,
поэтому и приходит сознание того, что именно учитель может сделать для здоровья
школьника гораздо больше, чем врач. И это должно определить стратегию
деятельности классного руководителя по проблеме здоровья учащихся. В школе,
прежде всего, учат. Педагогическому коллективу необходимо перестроить свою
деятельность таким образом, чтобы проявлялась забота о здоровье учащихся. Но,
может быть, не в традиционном понимании, когда обеспечивается соблюдение только
гигиенических требований к организации образовательного процесса, а путем
создания в образовательном учреждении условий, гарантирующих сохранение и
развитие здоровья. К сожалению, все больше и больше детей начинают обучаться в
школе с уже имеющимися заболеваниями, в том числе и хроническими.
В
условиях школы разработана
модель здоровьесберегающего обучения и воспитания, критерии урока
здоровьесберегающей направленности .
В
основе этой модели «тренирующая» и «сохраняющая» здоровье ребенка среда.
«Тренирующая среда» связана с развитием интеллектуальных способностей ребенка.
Она основывается на активной педагогике, в основе которой деятельностный
подход, активные формы и методы обучения: поисковые, творческие, проблемные.
Это и самостоятельный поиск информации, выдвижение гипотез, способов решения
задач, разработка проектов, творческих заданий, игра, общение, использование
образцов, идей, ролей. Без всего этого нет, и не будет творчества, интереса и
хорошего самочувствия.
«Сохраняющая
здоровье ребенка среда» опирается на факторы психологического комфорта,
эмоциональной активности, учета функциональной ассиметрии полушарий мозга
(левое полушарие – преимущественно логическое мышление и правое полушарие –
преимущественно творческое).
Учитывая,
что технология – это последовательность шагов, этапов к достижению результата,
а педагогическая технология – это еще и техника, которая включает в себя
методы, формы и приемы, то здоровьесберегающие технологии объединяют все эти
понятия плюс принципы здоровьесберегающей педагогики. Особенности
здоровьесберегающей технологии в ее рациональности, совместной организации
деятельности учителя и учащихся, договорных основах, без которых невозможно
достичь гармонических отношений и эффективности обучения.
Покажем
это на схеме.
В
представленной схеме существуют два изолированных вида деятельности учащихся и
учителя. Для того чтобы эти виды деятельности соответствовали тем требованиям, о
которых говорилось выше, необходимо их объединить таким образом, чтобы при их
слиянии образовалось центральное единое поле совместной деятельности.
Это
гармония, слитность, созвучие управленческой, организационной деятельности
учителя и учащихся. Такое объединение дает возможность учителю решать проблемы
успешнее, а учащимся облегчает напряженный интеллектуальный учебный труд.
Главный упор, который мы делаем на уроках – это рациональная организация
урока, использование активных методов и активных форм обучения.
Совместно
с обучающимися, которые активно помогают и поддерживают меня, разрабатываем и
проводим мероприятия, беседы, встречи с врачами.С целью сохранения и укрепления
здоровья ребят класса были проведены и разработаны валеологические беседы: «Безвредного
табака не бывает», «Здоровые привычки – здоровый образ жизни», «В здоровом
теле», «Закаливание», «Рациональное питание» и другие. Общешкольные мероприятия
мы проводим на природе – спортивные соревнования, туристический слет, Зарница,
День здоровья. Совместно с медицинской сестрой
разработаны советы для родителей.
Здоровье
– это не только отсутствие болезней, но и физическая, социальная и
психологическая гармония человека. А также доброжелательные отношения с людьми,
природой, наконец, самим собой.
Так будьте здоровы и всегда помните слова Сократа:
"Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто”.
|