Суббота, 01.02.2025, 11:50
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Леонтьевой Ирины Викторовны

Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Выступление на ШМО классных руководителей
01.12.2012, 22:38

«Здоровьесберегающие технологии

в работе со старшеклассниками»

В настоящее время основной тенденцией развития системы образования России является гуманизация. Гуманистическая модель образования предполагает личностно ориентированное обучение, при этом педагогический процесс направлен на ученика как на личность, с признанием его права на свободное развитие, на проявление своих способностей. В связи с этим воспитание как первостепенный приоритет в образовании становится органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Ведь именно в школе реализуется целостное гармоническое развитие личности учащегося, т.е. формирование человека высоконравственного, образованного, духовно богатого, физически развитого, способного к самообразованию, творчеству.

    На современном этапе развития общества четко просматривается тенденция пересмотра человеческих ценностей, из которых на первый план выходит одна из самых актуальных и важнейших ценностей человека – его личное здоровье. Сейчас в России реализуется приоритетный национальный проект в сфере здравоохранения, основной целью которого является укрепление здоровья населения России, снижение уровня заболеваемости, инвалидности, смертности.
      Понятие здоровья включает не только отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психического благополучия. Конечным результатом в политике любого государства является здоровье нации, именно здоровье выступает как мера качества жизни. Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности. Глобальность проблемы здоровья определила выделение в качестве самостоятельной области научных знаний валеологии – науки о здоровье, которая изучает правила гигиены, здорового образа жизни, основы экологической грамотности.

  Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора.
Поэтому создание программ, направленных на укрепление здоровья обучающихся, составленных с учетом их возрастных, психофизиологических, психологических особенностей и в соответствии с физиолого-гигиеническими нормативами, является задачей государственной важности.
Современные подходы к построению эффективных профилактических программ утверждают необходимость не только давать учащимся информацию о поведенческих рисках, опасных для здоровья, но формировать навыки здорового жизненного стиля.

Исходя из вышеизложенного, программы по обучению школьников здоровому образу жизни должны быть, направлены на:
- улучшение их собственного физического и психического состояния;
- отказ в образе жизни от поведения, наносящего вред как своему здоровью, гак и здоровью окружающих;
- сформировать нетерпимое отношение к ухудшению условий окружающей среды, наносящих ущерб здоровью;
- сознательное участие будущих граждан нашего общества в охране здоровья и в формировании среды, способствующей здоровью, особенно условий труда и быта;
- адекватное поведение в случае болезни, особенно хронической, направленной на выздоровление.

Становится ясным, что без целенаправленной работы с подструктурой субъективного отношения к здоровью, все усилия педагогов по формированию у школьников представлений о здоровом образе жизни, а также обучению необходимым стратегиям и технологиям поведения - могут оказаться мало эффективными.
В настоящее время решение проблемы сохранения и развития здоровья детей в системе образования становится актуальным не только для родителей, но и для педагогического коллектива образовательного учреждения. Данные многочисленных научных исследований и официальной статистики свидетельствуют о неблагополучной динамике основных показателей здоровья детей. На эту динамику оказывают влияние множество факторов: экологическое состояние окружающей среды, образ жизни, качество питания, качество оказания медицинских услуг и, конечно, отсутствие системы сохранения и развития здоровья учащихся, что делает заметным неблагоприятное влияние воспитательно-образовательного процесса. Возможно, поэтому и приходит сознание того, что именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач. И это должно определить стратегию деятельности классного руководителя по проблеме здоровья учащихся. В школе, прежде всего, учат. Педагогическому коллективу необходимо перестроить свою деятельность таким образом, чтобы проявлялась забота о здоровье учащихся. Но, может быть, не в традиционном понимании, когда обеспечивается соблюдение только гигиенических требований к организации образовательного процесса, а путем создания в образовательном учреждении условий, гарантирующих сохранение и развитие здоровья. К сожалению, все больше и больше детей начинают обучаться в школе с уже имеющимися заболеваниями, в том числе и хроническими.

В условиях  школы  разработана  модель здоровьесберегающего обучения и воспитания, критерии урока здоровьесберегающей направленности .

В основе этой модели «тренирующая» и «сохраняющая» здоровье ребенка среда. «Тренирующая среда» связана с развитием интеллектуальных способностей ребенка. Она основывается на активной педагогике, в основе которой деятельностный подход, активные формы и методы обучения: поисковые, творческие, проблемные. Это и самостоятельный поиск информации, выдвижение гипотез, способов решения задач, разработка проектов, творческих заданий, игра, общение, использование образцов, идей, ролей. Без всего этого нет, и не будет творчества, интереса и хорошего самочувствия.

«Сохраняющая здоровье ребенка среда» опирается на факторы психологического комфорта, эмоциональной активности, учета функциональной ассиметрии полушарий мозга (левое полушарие – преимущественно логическое мышление и правое полушарие – преимущественно творческое).

Учитывая, что технология – это последовательность шагов, этапов к достижению результата, а педагогическая технология – это еще и техника, которая включает в себя методы, формы и приемы, то здоровьесберегающие технологии объединяют все эти понятия плюс принципы здоровьесберегающей педагогики. Особенности здоровьесберегающей технологии в ее рациональности, совместной организации деятельности учителя и учащихся, договорных основах, без которых невозможно достичь гармонических отношений и эффективности обучения.

Покажем это на схеме.

Описание: img1.jpg (32922 bytes)

В представленной схеме существуют два изолированных вида деятельности учащихся и учителя. Для того чтобы эти виды деятельности соответствовали тем требованиям, о которых говорилось выше, необходимо их объединить таким образом, чтобы при их слиянии образовалось центральное единое поле совместной деятельности.


Это гармония, слитность, созвучие управленческой, организационной деятельности учителя и учащихся. Такое объединение дает возможность учителю решать проблемы успешнее, а учащимся облегчает напряженный интеллектуальный учебный труд. Главный упор, который мы делаем на уроках – это рациональная организация урока, использование активных методов и активных форм обучения.

Совместно с обучающимися, которые активно помогают и поддерживают меня, разрабатываем и проводим мероприятия, беседы, встречи с врачами.С целью сохранения и укрепления здоровья ребят класса были проведены и разработаны валеологические беседы: «Безвредного табака не бывает», «Здоровые привычки – здоровый образ жизни», «В здоровом теле», «Закаливание», «Рациональное питание» и другие. Общешкольные мероприятия мы проводим на природе – спортивные соревнования, туристический слет, Зарница, День здоровья. Совместно с медицинской сестрой  разработаны советы для родителей.

Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и физическая, социальная и психологическая гармония человека. А также доброжелательные отношения с людьми, природой, наконец, самим собой.
Так будьте здоровы и всегда помните слова Сократа:
                                          "Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто”.

 

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: ромашка
Просмотров: 694 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2025
Конструктор сайтов - uCoz